11 Ноября 2017 года руководитель кружкового объединения «Азбука экологии» Халютина Ирина Петровна представила свой опыт работникам детских дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования на базе Приморского Краевого Института Развития и Образования. Тема ее мастер-класса стала актуальной для всех, кто работает с детьми «Оригами как средство развития мелкой моторики дошкольников».
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Ведь «рука развивает мозг» — это утверждение уже многократно доказано. Наша цель – помочь ребенку социализироваться, поднять его самооценку.
Изучение многообразия окружающего мира и закономерностей природы облегчается, если это знакомство сочетается с продуктивной деятельностью, а именно работой с бумагой – конструированием из бумаги, в том числе в стиле оригами. Уроки экологии в сочетании с занятием по конструированию бумажных фигурок стали для детей радостным занятием, где развивается целый комплекс навыков. Во время занятий развивается пространственное воображение, умение читать чертежи. Дети следуют устным инструкциям педагога и удерживают внимание на предмете работы в течение длительного времени.
От игрушки сделанной своими руками, ребенок получает удовольствие. Мы, взрослые, поддерживаем детей и радуемся их успехам вместе с ними. Успешность – начало их уверенного пути в жизнь. У детей возникает желание продолжать занятия и дома, они рассказывают о своих успехах. Чистота метода не должна заслонять цель, ребенок должен получать радость от знаний, от осознания того, что у него все получилось. Бумажная пластика объединяет в себе различные виды изодеятельности – аппликацию, рисование, конструирование из бумаги, коллаж, квиллинг, папье-маше. Бумага как материал для детского творчества ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов, многообразие цветов и оттенков бумаги). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и открытки, закладки, коробочки для хранения мелких вещей. Кроме того любая работа с бумагой (складывание, вырезание, плетение) не только увлекательна, но и познавательна. Дети открывают универсальный характер бумаги, изучая ее качество, и знакомятся с изготовлением поделок от простого к сложному.
Первые занятия можно посвятить свободным действиям с бумагой, чтобы дать ребенку познакомиться с ее свойствами. Бумагу лучше брать небольшого формата. Она должна легко сгибаться и не ломаться на сгибах.
Далее мы отрабатываем точность движений, умения делать квадрат, сгибать его по диагоналям, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Вместе с умением у детей появляется уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше.
Со временем дети имеют опыт пользования схемами, начинают развивать умение самостоятельно и в группе творчески подходить к реализации темы. Кроме того они изготавливают поделки животных, цветов, птиц, о которых узнают на занятиях экологии.
Слушатели курсов повышения квалификации края с удовольствием оказались в роли обучающихся, и за короткое время мастер-класса освоили несколько базовых форм и фигурок оригами, которые будут использовать в своей работе. Кроме того, педагогам было интересно услышать о кружковой форме предоставления услуг Владивостокским городским Дворцом детского творчества дошкольному образовательному учреждению №12. Многие мечтают о таком сотрудничестве. Желаем им удачи!