(Журналистика. Информационные жанры в самодеятельных СМИ)

Репортаж, как информационный жанр

Возможно, после публикации наших учебных заметок на мультипортале «ЮНПРЕСС» или просто тема «Репортаж» больше заинтересовала юнкоров, но сегодня на занятие пришло гораздо больше участников, чем в прошлый раз. 

Именно с отношения участников к этому жанру ведущая и начала свое занятие. Интересные ответы, которые раскрывали основные черты репортажа последовали один за другим: «Мне нравится этот жанр за то, что он так же как и заметка оперативно дает представление о событии, но через взгляд автора, очевидца или участника события», «Мне нравится выезжать на события, наблюдать, спрашивать, получать информацию, сопоставлять разные мнения и высказывать свое. Все это можно использовать в репортаже, поэтому мне этот жанр ближе чем все остальные», «Мне тоже нравится следить как развиваются события, а потом рассказывать читателю о результатах своего наблюдения», «Мне нравится читать репортажи. Сама не пробовала писать в этом жанре. Меня привлекает ощущение  присутствия,  при чтении репортажа. словно я нахожусь в гуще этих событий», «Хорошие репортажи вызывают у меня чувство сопереживания, в них словно слышишь звуки и чувствуешь запахи, видишь лица людей. Это живой жанр, который влияет на людей. Мне кажется он лучше всех других дает журналисту реализовать себя в профессии. Я поэтому пришла сегодня, чтобы научиться писать хорошие репортажи», «Хороший репортаж заставляет нас сочувствовать, проникаться эмоциями автора или героев событий. У меня пока это не очень получается, буду развивать себя в этом направлении»,  «Для себя поняла, что мало используется этот жанр в самодеятельных и профессиональных СМИ. Думаю, что это потому что он непрост и затраты на него большие. Надо выехать на место. Поэтому нужно иметь время свободное, а оно не всегда есть в том количестве, которое для хорошего результата требуется. Но я хочу себя реализовать именно в этом жанре»  

Видно было, что наша ведущая очень довольна ответами и то что участники встречи подготовились к ней хорошо, еще что у многих уже есть опыт работы в этом жанре. Меня попросили записать все ответы на   листе ватмана. Получился большой список.

«Ну что же, друзья мои, «все в точку».- сказала ведущая тренинга, ознакомившись с тем, что было написано.  Теперь внимательно изучите ваши ответы и попробуйте  составить  определение  этого жанра.  

Закипела работа. На доске стали появляться бумажки с определениями жанра репортаж.

Репорта́ж— это оперативное сообщение с места событий, глазами автора, с мнениями очевидцев.

Репортаж   создает эффект присутствия. Это   достигается описанием деталей, свидетелем которых стал репортер на месте события. В частности, «помещение ландышами и свежей травой».  

Что такое «репортаж»?  Это  информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор.

Репортаж- синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Ведь журналист передает не только то, что видит в определенной последовательности, но и показывает реакцию очевидцев. участников события, приводит мнение экспертов.  

Репортаж- это жанр, который передает подробности с места событий. Из него видно как действуют герои, о чем думают, что переживают. Детали и диалоги делают его живым, интересным. И читатель со зрителем начинает понимать  что происходит на самом деле, сопереживает и переживает яркие чувства от того что видит и слышит.

        Когда результаты пяти групп были готовы, мы обсудили все, отметили в каждом что-то новое, внесли в общи текст.    Таким образом, получили свое определение этого жанра. Мы решили пользоваться этим определением на протяжении всей сессии.

        СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛИТЬ К КАКОМУ ВИДУ РЕПОРТАЖА ОТНОСИТСЯ ТЕКСТ, КОТОРЫЙ МЫ ПОЛУЧИЛИ.

На экране появилась табличка «Виды репортажа», мы начали читать и обсуждать. Ведущая сразу обратила наше внимание на то, что деление условное. В разных источниках можно найти различное толкование этой темы, но все же основные черты сохраняются.

Нашей группе достался событийный репортаж. Мы определили это по таким признакам:

1.Он оперативно отражал важное событие в хронологической последовательности

Вторая группа правильно определила свой репортаж какпознавательный, исключив из него несколько не вписывающихся в этот жанр моментов.

Такое заключение они сделали из:

  1.   Здесь был рассказ о жизни о человеке, члене большого, известного коллектива. Здесь была немного снижена оперативность, а репортаж связан с юбилеем этого коллектива, который совпал с юбилеем этого человека, проработавшего здесь всю свою жизнь. Через памятную дату раскрыта личность человека, рассказано о его профессии, о предприятии.

Самая активная группа-третья сегодня на тренинге. Её участники сразу определили, что им досталсярепортаж с экспериментом. Оказалось, что в этой группа были не только любительница этого жанра, но и ярая поклонница этого вида репортажа. Она, являясь тренером программу «Научился сам, научи другого» изучила массу литературы и провела по этой теме много мастер-классов.  Сейчас достала свою презентацию и показала  как понимает она особенности этого вида репортажа , «разложила все по полочкам» так:

1.Этот репортаж  несет в себе интригу.

  1. Ситуация смоделирована, она помогает журналисту проверить кое-какие предположения на собственной практике.
  2. Неожиданное положение, в которое ставит журналист себя и участников репортажа помогает ему узнать и показать нам новый взгляд на привычные вещи. Репортер так организовал процесс, что участники не подозревают, что они находятся в роли испытуемых. Поэтому здесь можно говорить об объективности. В данном репортаже-эксперименте журналист изменил профессию. В роли дворника он изучает ситуацию.

4.В ходе репортажа журналист наглядно фиксирует ход эксперимент а и его результаты.

Буря апплодисментов! Продолжаем. Слово группе 4. Ей достался «проблемный репортаж». Эти ребята тоже подготовились в встрече, достали свои блокноты, конспекты  занятий, нарисовали табличку на листе ватмана и представили ее нашему вниманию. Первое, что отметили юнкоры, это:

-присутствуют элементы анализа происходящего события,

-есть выводы автора,

-автор репортажа привлек  такие дополнительные сведения, как даты, цифры, документы, свидетельства специалистов, экспертов.

В заключении встречи  состоялся обмен опытом работы: руководитель встречи   и ее участники обменялись схемами, таблицами, инструкциями, памятками, которые они подготовили к этому дню. Так же скинули ссылки на ресурсы, которыми они пользуются при подготовке репортажа.

 Вот несколько из них. Полный список разослан участникам встречи.

http://www.docme.ru/doc/67209/pishem-sportivnyj-reportazh

http://shkolatexta.ru/master-klassy/chto-takoe-reportazh/

 Училась писать хорошие репортажи

 Лида Никитченко, пресс-отряд «Миллениум», ВГ ДДТ.