(вводная беседа по курсу актерского мастерства по программе «Актер в театре и кино», педагог Лидия Сергеевна Никитченко)
Добрый день! Мы начинаем курс занятий по программе «Актер в театре и кино». Он будет состоять из истории актерского искусства в кино и театре. Вы познакомитесь с выдающимися русскими, советскими, российскими и зарубежными актерами. Ежемесячно в нашем киноклубе вы примете участие в просмотре фильмов и начнёте учиться анализировать работу актера. Активное участие наша команда примет в работе всероссийского жюри фестиваля детского кино и телевидения «Веселая ларга». Вы ежегодно посмотрите более 300 игровых фильмов, сделанных детьми из разных уголков России. А ещё с октября вы сами начнёте осваивать актерское мастерство и пробовать себя в теле- радиоспектаклях и фильмах по произведениям Приморских писателей и поэтов.
Актерский тренинг станет неотъемлемой частью вашей работы над собой. и над ролью. Основаны тренинги будут на системе К С Станиславского и его последователей. Упражнения и этюды, творческие задания-это то, из чего будет состоять программа курса актерской грамоты в первом полугодие.
О ТОМ ЧТО ЧИТАТЬ. Вы видите на этой книжной выставке, подготовленной заведующей фондом научной и художественной литературы ДВФУ П. А. Сяркиной книги по актерскому мастерству. С ними вы познакомитесь прям сейчас. Я прошу подойти к этому стеллажу, взять одну из книг. Ну вот ,каждый из вас сделал свой выбор и мы проведем сейчас книжную Ярмарку. Вам необходимо за пять минут пролистать издание, выписать автора, прочитать и пересказать аннотацию, предисловие так, чтобы всем стало понятно про что книга, что в ней самое ценное и ее захотелось ее прочитать. Познакомьтесь с содержанием и порекомендуйте какую-то главу, которая может пригодиться вам в ближайшее время. (Идеи работа по подготовке импровизированной книжной Ярмарке) .Здорово. это упражнение придумала П.А.Сяркина и мы периодически будем его использовать в своих занятиях Эта библиотечка станет для вас доступной с сегодняшнего дня. Можно взять домой любую книгу или поработать. Здесь (конспектировать, копировать, использовать на занятиях, цитировать авторов, выбирать упражнения для тренингов.
(на экране портрет К С.Станиславского)
О К.С.СТАНИСЛАВСКОМ
В нашей библиотеке много книг, которые составляют
наследие Константина Сергеевича Станиславского и написанных с использованием его трудов другими авторами. Его знаменитая «система» завоевала весь мир и оказала громадное влияние на культурный облик эпохи. Тот облик, который мы знаем по кинофильмам, театральным постановкам и мемуарной литературе и без всякого преувеличения можно сказать, что система Станиславского – явление эпохальное.
Несмотря на то что создавалась система Станиславского исключительно как инструмент обучения актерскому мастерству, она, как всякое великое явление, вышла за рамки театральной школы. Труды К. С. Станиславского, в которых изложены теоретические и практические основы «системы», до сих пор остаются незаменимыми пособиями для психологов, администраторов, менеджеров, коммуникаторов, продавцов, всех, кто по роду своей деятельности должен быть немного актером – должен уметь на телесном уровне психологически достоверно изображать чувства и эмоции.
«Система Станиславского» построена на овладении «инструментом веры». В ней нет ни одного упражнения или этюда, которые бы делались «просто так», для отработки навыка. Любое действие должно быть оправдано изнутри – то есть актер должен создать сам для себя такую правду, в которой бы он жил и действовал естественно и органично. Сценическая «вера» и «правда» были для Станиславского непременным условием работы актера, главным законом сцены. Открытие этого закона и сделало его систему столь эффективной и популярной.
Полное теоретическое описание «системы» содержится в труде К. С. Станиславского «Работа актера над собой» Именно с этой книгой каждый начинающий актер знакомится в первую очередь. Но практические методы «системы» в книге содержатся как бы в «растворенном» виде. В своих презентациях книг нашей библиотеки вы обратили внимание что для этого труда Константин Сергеевич выбрал форму дневниковых записей, а это само по себе предполагает разбросанность и непоследовательность.
Во многих других изданиях, которые основаны на книге «Работа актера над собой», меньше теории, в них выделены прежде всего практические моменты: упражнения, этюды, тренировочные задания, направленные на развитие актерского психологического инструментария. Цель этих источников – облегчить задачу каждому, кто обучает и обучается по «системе Станиславского», проводит и участвует психо-физических тренингах, используя в качестве упражнений практические элементы системы, или занимается по системе Станиславского самостоятельно.
Обращаясь к ним, любой из нас сможет выстроить из них программу актерских тренингов. Сегодня уже мы сможем попробовать составить по ним такое руководство, которое , с одной стороны, сохранит всю полноту и стройность «системы Станиславского», а с другой – избавит нас от необходимости «выдирать» упражнения из контекста. При составлении такого материала мы опустим теоретические рассуждения и оставим только практику. Упражнения, данные в виде «сухих» заданий, поясняются примером из «школьного опыта ученика Названова» – главного действующего героя книги «Работа актера над собой». В программу не включены упражнения по развитию и постановке речи, а также указания по работе над ролью и пьесой. Эти два раздела слишком обширны Каждый из них составляет отдельную программу. Кроме того, работа по этим направлениям должна осуществляться только в группе и требует отдельного времени. Поэтому в данной программе «Актер в театре и кино» мы ограничимся лишь упражнениями на развитие психофизического актерского инструментария.
КАК ПОСТРОЕНА ПРОГРАММА.
Из первой части нашей сегодняшней встречи вы поняли,что программа выстроена по особому принципу. Упражнения и тренировочные задания, из которых состоит «система Станиславского», упорядочены здесь по типам эмоциональной памяти. Как известно, в психологии этих типов три: зрительная, слуховая, чувственная (аудиальная, визуальная, кинестетическая). Такой порядок выбран нами не случайно. Сам Станиславский отмечал, как важно обращать внимание на то, к какому психоэмоциональному типу принадлежит актер:
Артисты сцены, подобно художникам и музыкантам, обладают памятью внутреннего зрения и слуха. С их помощью они могут запечатлевать и воскрешать в себе воспоминания о зрительных и слуховых образах, о лице человека, о его мимике, о линиях тела, о походке, о манерах, о движениях, о голосе, об интонации встречающихся в жизни людей, об их костюме, о бытовых и других подробностях, о природе, о пейзаже и прочем. Кроме того, человек, а тем более артист, способен запомнить и вновь воспроизвести не только то, что он видит и слышит в реальной жизни, но и то, что невидимо и неслышно создается в его воображении. Артисты зрительного типа любят, чтобы им показали в действии то, чего от них добиваются, и тогда они легко ощущают чувство, о котором идет речь. Артистам слухового типа, напротив, хочется поскорее услышать звук голоса, речь или интонацию того лица, которое они изображают. У них первый толчок для возбуждения чувствования исходит от слуховых воспоминаний.
К этим трем типам мы добавили временную (личный ритм), реактивную (способ переключения с одного чувственного различения на другое, смена эмоций) и ассоциативную (яркость реакций, ассоциативный след, воображение) память. Зрительные, слуховые, осязательные, временные, ассоциативные впечатления заставляют артиста проникнуться ролью и зажить на сцене естественной жизнью образа. Но не бывает такого, чтобы у одного человека в равной степени были развиты все типы психоэмоциональной памяти. Всегда доминируют один-два типа. Для обычной жизни это нормально, но совершенно недостаточно для жизни на сцене.
Поэтому так важно начинающему актеру:
1) узнать свой доминирующий тип; 2) развить в нужной мере все второстепенные типы психофизиологической памяти.
Как пользоваться этой книгой
На основе содержащихся здесь упражнений, этюдов и заданий можно выстраивать тренинговые занятия – индивидуальные или коллективные. Предпочтение отдается коллективным занятиям под руководством педагога. Так советует сам Станиславский: он объясняет это тем, что ученик не может видеть себя со стороны, а потому допускает опасные ошибки, которые впоследствии могут превратиться в штамп или зажим. Впрочем, некоторые упражнения, такие как «ослабление мышц» или «кинолента прожитого дня», могут выполняться и индивидуально.
КАК БУДУТ ВЫСТРАИВАТЬСЯ ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
В начале курса в одно занятие мы будем включать какой-то один тип упражнений, затем будем приступать к комбинированным тренингам. Сразу после занятия записывайте свои наблюдения: что далось легко, что труднее, как оценили вас другие участники группы. Это нужно для того, чтобы найти свой доминирующий тип и определить «слабые места», нуждающиеся в развитии. В итоге у вас будет формироваться собственное краткое РУКОВОДСТВО по работе над собой и ролью.
Но, важно помнить, что такое руководство не даст полного понятия о системе Станиславского. Для этого нужно изучать оригинальные труды самого Константина Сергеевича и его последователей. Кроме того, не стоит забывать и о личных зрительских впечатлениях. Нам надо будет ходить в театр, смотреть кинофильмы, стараться посещать репетиции разных режиссеров, думать, чувствовать, подмечать, запоминать, повторять, записывать. И тогда актерская профессия откроется вам так, как понимал ее Станиславский, говоря, что «сценическая индивидуальность – это духовная индивидуальность прежде всего. Это тот угол зрения художника… та художественная призма, через которую он смотрит на мир, людей и творчество».
ЧТО ДОЛЖНО СТАТЬ НАСТОЛЬНЫМИ ТЕКСТАМИ
1. Издательством «Прайм-Еврознак» в 2008 году выпущен труд К. С. Станиславского «Работа актера над собой» в двух книгах: «Работа актера над собой. Дневник ученика. Часть первая. Работа в процессе переживания» и «Работа актера над собой. Дневник ученика. Часть вторая. Работа в процессе воплощения».
вернуться
2. В качестве примеров выписывайте и
цитаты из труда К. С. Станиславского «Работа актера над собой». Цитаты оформляйте особым образом: наберите крупным текстом, в рамочку.
3. Тексты упражнений цит. по: К. С. Станиславский, собр. соч. в 8 т. Т. 3. Приложение. М; Искусство, 1955.
Домашнее задание: Написать заметку на тему вводного занятия. Опубликовать ее на мультипортале «Приморский медиадесант» в разделе «Учимся сами, учим других»