Добрый день. Это новая встреча по программе курса «Выразительное чтение». Мы поделимся с вами своей копилкой полезных упражнений. Напомним,что занятия проводит инициативная группа участников клуба «Следопыт» ВГ ДДТ в рамках программы «Учимся сами, учим других».  Клуб является медиаточкой общероссийской лиги юных журналистов.
Сначала поговорим о  речевой разминке.
Она включает:

1) дыхательную;

2) артикуляционную;

3) звуковую или речевую гимнастику.

ДЫХАНИЕ.         Для постановки правильного дыхания можно использовать известные вам из прошлых тренингов игры “Пчела на лужайке”, “Жучки в полете”, ”Насос”, “Проколотый мяч”, “Поезд мчится”, “Трактор”, “Задуем свечи”, “Цветы” и др.

АРТИКУЛЯЦИЯ.
Для артикуляционной гимнастики  можно взять 2–3 упражнения, которые способствуют развитию подвижности языка, мышц губ. Пример:
1. “ЛОШАДКА”.
— Присосать язык к небу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянем подъязычную связку.
2. “ГАРМОШКА”.
— Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
3. “МАЛЯР”.
— Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
4. “ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”.
-Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
5. “ГРИБОК”.
— Рот открыт. Язык присосать к нёбу. С силой оторвать от нёба (получается щелчок).
6. “ИНДЮК”.
— Приоткрыть рот. Энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл-бл-бл…

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.
Для речевой гимнастики хорошо подходят  скороговорки (литературные и фольклорные), веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова, С. Маршака, И. Токмаковой и др.

Алгоритм выполнения заданий:
читаем “глазами”, следуя за указкой педагога;
говорим, но беззвучно (шевеля губами);
шепотом;
вполголоса;
медленно, выделяя каждый слог;
в полный голос;
быстро;
быстро-быстро.
Если для речевой разминки используется стихотворение, то читаем его с разным настроением: грустью, весело, удивленно, с досадой, жалобно, голосами животных.
Речевая разминка всегда  дает эмоциональный настрой занятию и  занимает всего 2-3 минуты.
ИНТОНАЦИОННАЯ РАЗМИНКА.                           Цель  — выбор интонации для чтения стихотворения. Для ее проведения можно использовать  средство обратной связи — доску-планшет с фломастером. Группа  пишет фломастером на индивидуальной доске знаки !, ?, ., после того, как ученик произнесет слово или фразу.
Например,
1 ученик:. Утро! (Бодро, торжественно).
2 ученик: Утро. (С жалобным вздохом).
3 ученик: Утро? (Капризно, с удивлением).
4 ученик: Урок! (Восторженно).
5 ученик: Урок? (Беспокойно, с удивлением).
6 ученик: Урок. (Мечтательно).
7 ученик: Тут урок? (Жизнерадостно, с удивлением).
8 ученик: Тут урок. (Мягко, ласково, приветливо).
9 ученик: Тут урок! ( Дерзко, властно).
Можно придумать ситуации, в которых эти предложения можно произносить с разной интонацией.
ПРАВИЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ
ЗАДАНИЯ.
1. Читай правильно:
коробка, относится, кухонного, железо, мячи, счастье, конечно, чтобы.
2. Запиши транскрипцию слов: что, своего, ряды, скучно, улыбаться.
3. Кроме того, в стихотворной форме, повторяем правила чтения.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.

КОНКУРС ЧТЕЦОВ. Составить программу. Выбрать членов жюри из числа участников группы, имеющих опыт чтения стихов, навык анализа поэтического произведения. Они же составляют критерии оценки и оценочную  ведомость.
Этот прием позволяет резко улучшить технику чтения, ведь дети стараются прочитать без ошибок и выразительно, учатся слушать и слышать друг друга, становятся дисциплинированнее.

АНАЛИЗ ТЕКСТА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА.

Метафора, сравнение, эпитет.

ЗАДАНИЕ.
1. Прочитать отрывок из  стихотворения “Пороша” С. Есенина:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку.
2. Заменить  стихотворные строки реальным описанием событий, убрав метафоры и сравнения.

Пример:
Лес стоит тихо. Сосна покрыта снегом. Согнулась под его тяжестью до земли.
Дети замечают, что сразу пропадает красота стихотворения, его яркость и образность.              3.  Проанализировать роль метафор и сравнений , попробовать  использовать их в своих сочинениях и творческих работах.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Упражнение 1. На этапе выразительное чтение снова включаю в работу членов жюри, только теперь они уже работают без карточек, лишь комментируют, какой ряд читал лучше, отмечают даже тех, кто спешил или отставал.
Упражнение 2. Составить памятку “Как научиться читать стихи”
Упражнение 3.  “Словарная работа”- проверить как дети усвоили значение этих слов, чтобы словарная работа не носила формальный характер.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
1) Практика выразительного чтения
2) Выучить наизусть, пользуясь “Памяткой”.
3) Нарисовать иллюстрации к произведению.
4) Нарисовать иллюстрации к каждому четверостишью (устный диафильм).
5) Подготовиться к чтению в парах (выразительно или наизусть).
6) Придумать цепочку вопросов к стихотворному тексту.
7) Придумать новый, интересный вопрос, на который еще не отвечали в классе.
8) Записать в тетрадь слова, которые сейчас не употребляются (архаизмы).
9) Подготовиться к “диалогу” с автором.
10) Подготовить пантомиму.
11) Составить вопросы для викторины. (Из каких произведений строки или кто автор этих строк).
12) По готовой рифме сочинить четверостишие.
Построенное по такому плану занятие пройдет живо, так как используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, в подгруппах, в парах. Благодаря этому они меньше устают.                                                                                В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ В ТЕКСТОМ участники группы научатся:

1. глубже понять и осмыслить текст, пропустить его через свое “я”,                                                          .

2. анализу художественного произведения,

3. развивьют речь  и мышление;

4.  захотят больше читать,

5.развьют  технику и выразительность чтения.

Спасибо за то,что были на наших занятиях. Практикуйтесь.
До новых встреч на занятиях по выразительному чтению.