Добрый день. Мы продолжаем курс для тренеров и руководителей мастер-классов по программе «Учимся сами, учим других». Сегодня мы поговорим с вами о выразительном чтения. Методике работы над выразительным чтением была посвящена программа приморского регионального отделения общероссийской лиги юных журналистов, которую организовали педагоги и и выпускники клуба «Cледопыт» в 2019 году на весенней образовательной сессии лиги. Была просьба повторить ее и мы решили провести цикл занятий дистанционно. . Умение донести до слушателей произведение, не возникает само собой. . Овладеть техникой выразительного чтения непросто, но используя некоторые правила, можно быстро и эффективно получить необходимые навыки и нужный результат. Сформированный навык чтения включает в себя два взаимосвязанных между собой компонента: .
а) технику чтения, .
б) понимание текста
Без правильного, быстрого выразительного чтения невозможно понимание, а легкий для понимания текст легче воспринимается. Для выразительного прочтения текста необходимо, чтобы читающий увлекся произведением и понял его. Важно проникнуть в суть произведения и прочувствовать его. Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли. Работа над языком произведения — тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Цикл упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность:
1.упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
2.упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
3.упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст. Начинать целесообразно с разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание — это ещё и наше здоровье. Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос — естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. В работе над выразительностью речи особое внимание мы уделим редствам речевой выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности — интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.
Упражнения:
1) Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль) в зависимости от текста художественного произведения.
2) Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, огорчения). .
3) Прочитай и дай оценку читающему (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации). Первой ступенью подготовки выразительного чтения является понимание фактического содержания текста и правильная техника чтения (соблюдение знаков препинания, пауз).
Вторая ступень — осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.
Третья ступень — словесное рисование картины.
Четвертая ступень — определение тех чувств, которые вы должны передать при чтении слушателям.
Задание: (выбери отрывок по своему желанию):
1) Правильно ставь ударение.
2) Соблюдай паузу.
3) Выбери силу голоса (громко, тихо).
4) Определи темп (быстро, медленно).
5) Читай эмоционально.
6) Покажи интонацией свое отношение к произведению.
Я САМ
Эти задания помогут формированию самостоятельной деятельности:
— самоанализ;
— самопланирование, самоорганизация;
— самоконтроль и оценка, саморегулирование.
РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ:
-ролевое чтение, чтение за диктором, за диктором», хоровое чтение
Особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения — занимает работа над лирическими стихотворениями. Подготовка к выразительному чтению стихотворения — это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т. е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.
Основные этапы работы:
1) Подготовка к восприятию (беседа, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).
2)Первое чтение — выразительное чтение стихотворения учителем.
3)Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:. — какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение? — как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т. д.
4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно: — не спеша прочитать стихотворение, — отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.
5) Анализ лирического стихотворения. Цели: — способствовать пониманию учащимися текста, — углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении при первом знакомстве с текстом.
Основные приемы:
а) выборочное чтение;
б) выборочное чтение с беседой-рассуждением;
в) стилистический эксперимент (замена авторских слов другими словами, близкими по значению);
г) прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование);
д) специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).
Следующий этап процесса изучения стихотворения — итоговый, завершение работы.
Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует вся группа, используется памятка.
До встречи на наших занятиях по выработке техники выразительного чтения.