В начале июля 2019 года для слушателей курсов повышения квалификации в Приморском краевом институте развития образования (ПКиРО) г.Владивостока был проведён информационно-практический семинар на тему : «Международный проект ШПИРЭ (Школьная программа использования ресурсов и энергии): конкурс «Энергия и среда обитания» – номинация «Климатический план школы». Организация школьных Экосоветов, как новое направление деятельности в рамках проекта ШПИРЭ». Цель: показать возможность вовлечения всего коллектива школы и членов семей в решение актуальных экологических задач, связанных с адаптациями к процессу изменения климата.
Учителя биологии, физики и технологии из 15 школ Приморского края, включая г. Владивосток (всего 16 участников) получили в электронном виде полный комплект материалов для работы по ШПИРЭ (включая пособие «Посланники климата» и комплект плакатов «Энергоэффективное здание»). Участники семинара познакомились и поработали с брошюрой «Экосоветники в школе», было проведено обсуждение наиболее важных аспектов организации Экосоветов.
Часть времени мы посвятили практикуму – разработке учебного проекта «Своя чашка». Это была своего рода ролевая игра: участникам семинара было предложено почувствовать себя в составе школьного экосовета и обсудить, какие энергосберегающие меры возможны в стиле жизни каждого из нас. То есть мы вышли за рамки школы и решили изучить один из аспектов стиля жизни семьи учеников и педагогов школы. В таблицу «Энергоаудит образовательного учреждения» мы записали дополнительный вид деятельности — «стиль жизни», где пометили, что «используем бумажные стаканчики при покупке напитков на вынос (кофе, чай…)». Затем начали обсуждать, какие решения можно предложить, чтобы отказаться от использования стаканчиков, но не лишать себя удовольствия выпить любимый напиток. Обсуждение было эмоциональным. Выработанное решение записали в таблицу «Климатический план школы». И затем произвели расчёты снижения выбросов СО2 в результате отказа от использования бумажных стаканчиков для покупки напитков на вынос. Чтобы узнать, сколько человек и как часто в каждой семье использует такие стаканчики, участники заполнили предложенную анкету (ограниченное время семинара не позволило разработать анкету вместе с участниками). Результаты расчетов тоже были занесены в таблицу «Климатический план школы», а сами расчёты представлены в виде приложений ниже таблицы плана. Такой практикум познакомил слушателей курсов с правильным алгоритмом работы по составлению климатического плана школы, и поможет их работе с экосоветами своих школ.
У некоторых педагогов уже к концу семинара возникли другие интересные идеи, на что можно обратить внимание при проведении энергоаудита в своей семье и в школе. Многие слушатели выразили заинтересованность в проекте ШПИРЭ и в конкурсе, о котором услышали впервые.
Чан Галина Михайловна, педагог отдела «Туризма и краеведения» МАУ ДО «ВГ ДДТ», координатор ШПИРЭ в ДФО
Фото 1 Презентация проекта ШПИРЭ.
Фото 2 Презентация работы Экосовета.
Фото 3 Заполнение таблицы «Климатический план школы»
Фото 4 Заполнение анкеты «Сколько раз я и моя семья использует одноразовые бумажные стаканы при покупке напитков на вынос?»