В 5 лет я хотела быть директором по персоналу, как и моя мама. Когда начала заниматься танцами — балериной. В 7 лет, когда пошла в школу — хореографом. Когда впервые поехала в лагерь и написала первую статью — журналистом. А после того, как мне посчастливилось побывать на съёмках фильма от начала и до конца — режиссёром. И кто знает, какие профессиональные горизонты я открою для себя завтра?
За что же браться прямо сейчас? Изучать историю кино или балета? Трудовой кодекс или авторское право? Чтобы к моменту окончания школы ты вдруг не оказаться у разбитого корыта, потому что ты вдруг понял, что кормление пингвинов в Антарктиде — это то, чем ты планируешь заниматься в ближайшие n лет.
За ответом я первым делом пошла к маме, и она меня, как обычно, отправила со словами: «Набери-ка в поисковике «soft skills», «hard skills», «VUKA-мира», «SPOD-мир». Маму надо слушаться, что я и сделала.
И вот, что я узнала:
- soft skills — ги́бкие на́выки или мя́гкие на́выки, это «комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью;
- hard skills- профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить»;
- hard skills- это узко профессиональные, требуемые для конкретной профессии,
- VUKA-мир (Volatility Uncertainty Complexity Ambiguity) — нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность. Это мир 4-й промышленной революции и чтобы выжить в этом мире, нужно быть быстрым, динамичным, способным постоянно меняться;
- SPOD-мир (Steady Predictable Ordinary Definite) — устойчивый, предсказуемый, простотой, определённый мир. SPOD-мир сменился VUKA-миром.
В 2015 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были названы 10 надпрофессиональных навыков, которые будут актуальны через 5 лет (в 2020 году). И это:
- комплексное многоуровневое решение проблем,
- критическое мышление,
- креативность,
- умение управлять людьми,
- взаимодействие с людьми,
- эмоциональный интеллект,
- клиентоорентированность,
- формирования собственного мнения и принятия решений,
- умение вести переговоры,
- гибкость ума.
Так вот к чему мама задала мне это направление для размышлений!
Мир сегодня характеризуется как VUCA-мир. Высокая доля неопределенности в том, что какими профессии будут завтра, что «умрет», а что «родится» (это я о профессиях) — неизвестно. На самом деле спустя 4 года, к моменту окончания школы, могут нам всем открыться такие горизонты, о которых я и не мечтаю сейчас. Кроме того, я сама могу измениться и, узнав себя лучше, заинтересоваться чем-то другим. Да и на протяжении всей жизни это может произойти и не раз.
И как раз мягкие навыки — это то, работая над чем уже сегодня, поможет мне в профессиональном выборе спустя 4 года или спустя 10 лет. То, что пригодится мне в любой профессии. Это универсальный набор навыков.
Конечно же есть школы и курсы, где развиваются эти навыки, но это не обязательно, на мой взгляд. Достаточно общаться с людьми, заниматься творчеством, ходить на различные кружки и в студии, участвовать в жизни класса, школы, города… не упускать ни одной возможности попробовать что-то новое.
После этой информации у меня перевернулось сознание. Я поняла, что двигаюсь в правильном направлении: многим занимаюсь, пробую разное, не зацикливаюсь на одном единственном выборе.
Софья Свергунова, 8 класс, Азиатско-Тихоокеанская школа