Меня зовут Лев, мне 17 лет, я живу в городе Владивостоке, на улице 1-й Морской, рядом с Железнодорожным вокзалом, от которого на север убегает одна из главных и старейших улиц нашего города – Алеутская. Я знаю, что в Советское время, а именно, с 1923 по 1992 г. эта улица называлась 25 Октября. Ее длина около 1,8 км.  Название Алеутская улице дано в честь шхуны «Алеут», принимавшей активное участие в исследовании южного побережья Дальнего Востока.  На шхуне Алеут на Дальний Восток прибыл Василий Арсеньевич Бойсман 1-й, который добровольно остался здесь служить на Сибирской флотилии. Был командиром транспорта Алеут, минного крейсера Гайдамак и др. Попал в японский плен и умер от ран в 1905 году. Его именем назван остров в Японском море, банка и бухта в заливе Петра Великого. Был похоронен на Покровском кладбище.

На этой улице много старых и красивых зданий, я очень часто хожу по ней в центр города,  а иногда, просто гуляю.

Вот и сегодня, в субботнее зимнее утро я решил прогуляться по Алеутской с фотоаппаратом и дойти пешком  до Дворца  детского творчества, где я занимаюсь в фотостудии.

Свой путь я начинаю с привокзальной площади,  прямо от памятника В.И. Ленину, напротив которого стоит одно из красивейших зданий нашего города —   здание Железнодорожного вокзала. Его я и фотографирую с видовой площадки. 19 мая 1891 г. состоялась торжественная закладка Владивостокского железнодорожного вокзала.  С этой точки  начинается Алеутская, именно  отсюда берет начало Транссибирская железная дорога, заложенная по приказу Александра III, Императора Всероссийского, как Уссурийский участок Великого Сибирского рельсового пути. Много раз от Железнодорожного вокзала поезда уносили меня и маму в увлекательные путешествия.

Кстати, когда экспресс «Россия» прибыл на Ярославский вокзал Москвы, я увидел, что по стилю это здание схоже с Владивостокским вокзалом. Автор проекта первого здания  — архитектор Базилевский. Брусчатка перед зданием сохранилась с царских времен.

Я пересекаю проезжую часть Алеутской и продолжаю свой путь от поворота на 1-ю Морскую, далее, миную современное бетонное здание Приморгражданпроекта, напротив которого  находится красивый дом с фасадом, украшенным белыми колоннами. Это Здание Управления Уссурийской железной дороги, построенное в 1894 тем же  Базилевским. Ныне это главное административное здание компании Российские железные дороги.

Компания «Дальневосточное морское пароходство» (дом 15 по Алеутской), мимо которого я иду, также размещается в одном из старых и довольно красивых зданий. Когда я был маленький, мы с мамой часто гуляли по Алеутской и я любил рассматривать модели кораблей, стоящие на подоконниках первого этажа.  Напротив, через дорогу красивый старинный дом, сооруженный в 1903 году для местного отделения Русско-Азиатского банка. Я помню, что здесь и был офис Сбербанка России, а вообще, в нем находится Приморская государственная картинная галерея, куда я часто хожу на интересные выставки. В Картинную галерею меня начала водить моя бабушка, мы заглядывали сюда по дороге из детского сада. Я знаю, что это самый большой в крае художественный музей.

Особняк Бриннеров невозможно не заметить. Ну кто не помнит «Великолепную семерку». Я также знаю из книги Янковского «От Сидими до Новины. Дальневосточная сага», что семьи Бриннеров и Янковских были дружны и вместе часто выезжали на отдых в бухту Сидими. Дом был построен по заказу купца первой гильдии и почетного гражданина Владивостока Юлия Бриннера в 1910 году. Архитектор — Георгий Юнгхендель. В настоящее время здесь находятся офисы Дальневосточного морского пароходства.

Дома 17 и 19 известны под названием «Серая лошадь». Здесь находятся Приморское отделение Союза писателей и книжный магазин, где мы часто покупаем интересные книги . Я знаю, что дома были построены в 1938 – 1939 г, и по виду типичные «сталинки», так их бабушка называет. «Серая лошадь» была первой высоткой Владивостока, также, здесь был первый в городе мусоропровод. Здание под номером 17 украшено фигурами колхозницы, летчика, красноармейца. Поговаривают также, что свое название «Серая лошадь»  получила из-за того, что на крыше была фигура лошади, а может, из-за того, что к нему на серой лошади подвозили рабочих. Также известно, что до войны «Лошадь» была розовой. Вообще, это одно из таинственных мест Владивостока, чуть ли не дом с приведениями, о нем столько легенд и мифов ходит.  Сквер Семенова очень уютный, зеленый, можно на лавочке посидеть, книжку почитать, с друзьями поболтать.

Рядом с «Лошадью», на пересечении Алеутской  и Светланской  находится Дом Бабинцева, который мы все знаем, как главный корпус Музея им. В.К. Арсеньева. Он было построено одним из компаньонов крупнейшей торгово-промышленной компании Дальнего Востока «Торговый Дом Чурин и Касьянов» Василием Петровичем Бабинцевым в 1888 г. С 1890 года здесь находится  Музей Общества изучения Амурского края. Мне интересно ходить в Музей Арсеньева в мае, когда проводится Международная ночь музеев.

Через дорогу, на перекрестке Алеутской и Светланской знаменитый «Золотой Рог». Сейчас в этом здании магазин одежды, вкусная кафешка «Шоколадница» и много еще чего. Построено оно было в 1905 г. по проекту архитектора Мешкова и в нем были гостиница, ресторан и театр. В разное  время в этом доме размещались Театр рабочей молодежи (ТРАМ), профессиональный драматический театр им. A. M. Горького и Приморское отделение Всероссийского театрального общества.

На торговый центр Алеутский я внимания не обращаю, фотографирую старый дом 1908 года постройки, бывший театр-кабаре «Лотос», позже — клуб им. Ф.Э. Дзержинского.

Напротив площади Семеновской двухэтажный корпус технического университета, который назывался Политехническим институтом, а начинался как Восточный институт.

Еще, пожалуй, перед тем, как подняться к Океанскому проспекту, сфотаю я старый корпус Краевой больницы.

Еще хотелось сфотографировать старое здание Кондитерской фабрики, где делают вкуснющее «Птичье молоко», но… оно находится в глубине корпусов современной фабрики, а на территорию меня, конечно же, не пустят.

С остановки автобуса Краевая больница оглядываюсь на пройденный путь,  и поднимаюсь на Океанский проспект. Эх, о нем можно было бы тоже много чего рассказать, также, как и про Светланскую… но, это другие улицы и другие истории.  Я люблю свой город.