Автор статьи: Т.В. Никитченко, педагог дополнительного образования ЦДТ г.Владивостока, организатор и руководитель «Школы кино  и тележурналистики» (ШКиТ).
Соавторы: А.В.  Потопяк, Т.О. Олесова,- педагоги дополнительного образования
 ЦДТ г.Владивостока, П.А.Сяркина, заведующая читальным залом научной библиотеки ДВГУ.

Аннотация. Авторы делятся опытом организации и проведения передвижной школы кино- и тележурналистики  ЦДТ г.Владивостока  и результатами работы по развитию краеведения, медиатворчества на территории своего города и края. Указаны также аспекты и направления киношколы, влияющие на развитие экранного творчества в других районах Приморского края регионах России.

Ключевые слова. Тележурналистика, экранное творчества, киношкола, медиатворчество,  интегративные программы, краеведческий медиапроект, партнерские проекты, развитие.

Arrangement ofmobile school of film and TV journalism todevelopmedia arts in the territory of Vladivostok and Primorsky Krai

Article author: T.V. Nikitchenko, teacher of additional education at
Vladivostok Children’s Creativity Center, a founder
and a headof “School of film and TV journalism”.
Coauthors: A.V. Potopyak, T.O. Olesova- teacher of additional education at
Vladivostok Children’s Creativity Center.

Abstract.The authors share their experiences of arrangement and conducting of mobile school of film and TV journalism atVladivostok Children’s Creativity Center andthe results of the media arts development activities on the territory of their city and region. Also they indicate Film School aspects and directionsinfluencing the development of screen art in other regions.

Keywords.TVjournalism, screen art, Film School, media arts, integrative programs, partnership projects, development.

Первая детская киношкола  во Владивостоке. История ее создания и результаты

Так получилось, что клуб «Следопыт» Центра детского творчества города Владивостока стал инициатором активного развития медиатворчества в городе Владивостоке и Приморском крае. Этому способствовало и создание первой в городе детской киношколы, которая приняла в дни осенних каникул  35 первых учеников.

Среди них были дети, которые хорошо выступили в городских краеведческих конкурсах отдела туризма и краеведения ЦДТ Владивостока, участники нашего клуба, родители и педагоги. Победителем конкурса «По следам знаменитых путешественников и исследователей Дальнего Востока» стала группа «Миллениум», выбравшая тему «Удэгейцы-коренные народы Дальнего Востока». Этой группе и было доверено по материалам своей поисково-исследовательской работы написать сценарий будущего фильма.

Нас было мало, времени было немного, опыта тоже, но мы вместе с родителями, педагогами за короткий срок все успели: придумать сценарий, утвердить его, снять все сцены. Кстати, для съемок нужны были костюмы, декорации, предметы реквизита. Где мы все это взяли? Частично костюмы сшили прямо во время киношколы, раскраивали по эскизам, скопированным в музее института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Взяли с собой швейные машинки, старые вещи и куски ткани, отданные нам добрыми жителями нашего города, и строчили вместе под руководством педагога нашего центра детского творчества и клуба Т.Олесовой, с участием Е.Б.Онуфриенко (заведующей отделом туризма и краеведения)  и членами родительского комитета клуба . А некоторые дети шили вместе со своими мамами и бадушками костюмы дома.

Декорациями послужил музей под открытым небом «Наследие», который находится на базе Экоцентра Морского биосферного заповедника ДВО РАН, построенном незадолго до нашего приезда сюда для проведения экскурсий и образовательной программы по теме: «Коренные народы Дальнего Востока».
Над сценарием, как я уже отметила,  работали до приезда. И он был готов. Но когда его обсудили всей группой, то пришлось переделать. Очень уж понравилась всей группе юных кинематографистов удэгейская легенда о двух солнцах, которую нам рассказала сотрудница экоцентра Ольга Алексеенко. Сценарная группа  вплела этот сюжет в новый сценарий, быстро расписали план съемок, распределили роли. И закипела работа с утра до ночи. Кстати, ночные съемки детям понравились очень! Гримерами на съемочной площадке работали родители. Были созданы: режиссерская и операторская группы из старших участников клуба «Следопыт». Каждое наше новое задание (создать из глины омулет, сделать выгородку для съемки, подготовить реквизит к съемке новой сцены, придумать грим)   мотивировало детей все больше и больше. Возможно еще и это способствовало такой оперативной работе.

Учебный фильм по мотивам удэгейских мифов, к нашему большому удивлению и радости, занял первое место и стал лауреатом многих международных, Всероссийских, краевых и городских конкурсов. На это мы точно не рассчитывали и вообще не думали о наградах. Главным результатом работы стало то, что мы получили опыт проведения киношколы и воспитали себе хороших помощников из числа родителей и детей.  Премьера фильма состоялась на Международном фестивале «Вузовское кино», где мы стали лауреатами. С тех пор мы  регулярно, несколько раз в год проводим киношколу: осенью на острове Попова (для детей Владивостока ), в течение  года выезжаем в районы Приморского края и проводим занятия для детей сельских школ и детских домов.

Программа «Детская краеведческая передвижная школа кино и телевидения»

Как ответ на запрос детей т родителей клуба «Следопыт» МБОУ ДОД «Центра детского творчества города Владивостока» и  руководителей информационно-краеведческих творческих объединений Приморского края, участвовавших в первой краеведческой киношколе, котую педагоги клуба проведи на острове Попова в 2009 году , была создана программа передвижной интерактивной школы кино и телевидения. Мы проанализировали опыт пилотной киношколы, взяли лучшее и  включили в программу следующие модули:

  1. Краеведение- исследовательская работа школьников в области краеведения, основа для   сценария кино и телевизионного сюжета. Новизна: члены команды исследователей становились теперь сценаристами или консультантами.
  2. Медиатворчество: сценарное мастерство, актерское мастерство и режиссура, тележурналистика, анимация. Новизна: медиатехнологии в краеведческих программах   используются  как средство мотивации участников к изучению новых источников информации о родном крае и городе, для создания авторских краеведческих медиапродуктов: кино, сюжетов, видеороликов и презентаций о городе и крае.
  3. Проектная деятельность. Стимулирует творчество детей, развитие навыков самостоятельной работы и активного обучения, способствует реализации авторских идей и замыслов и успешной адаптации в информационном пространстве.
    Новизна: интеграция краеведения и медиатворчества, создание краеведческих медиапроектов. Это позволило внести кардинальные изменения в стратегию развития краеведческого образования .

Цели и задачи программы

Цель  программы:
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей воспитанников, помощь в  их самоопределении и самореализации  посредством обучения экранному творчеству.

Задачи программы:
— создание условий для  активного изучения школьниками истории края и популяризации средствами кино и телевидения  краеведческих знаний, формирование  умений современного школьника и нового уровня  медиавосприятия;
— развитие творческих способностей ребенка через обучение экранному творчеству;
­ подготовка подростков к успешной жизни в современном информационном обществе;
­ способствовать  накоплению детьми  опыта, приобретению и развитию новых компетентностей в сфере медиа для тиражирования знаний и опыта по краеведению;
­ приобретение   навыков общения со сверстниками и опыта командной работы;
-формировать  лидерские качества и активную жизненную позицию  школьников  в командной деятельности;
­  способствовать развитию самоопределения, формированию жизненных ценностей;
-создание условий для многоуровневого социального партнерства;
— создание условий для формирования гражданской позиции детей иподростков;
-формирование осознанного отношения к воздействию СМИ через овладение
аудиовизуальными формами и работу с высокими образцами киноискусства;
-создание собственных фильмов и телепередач, организация коллективной
работы с ними,
-арттерапия средствами медиатворчества;
— повышение духовного, культурного и интеллектуального уровней развития воспитанников.

Знания, навыки и умения воспитанников в области краеведения и медиатворчества:
Каждый должен знать:
-историю родного города и края;
-знать  и применять в работе различные гаджеты;
-основы сетевого проектирования;
-основы  построения деловых  коммуникаций,  цивилизованного ведения плодотворного диалога в медианасышенной информационной среде;
— знать терминологию в области краеведения, проектирования, исследовательской области и медиатворчества.

-в ходе участия в киношколе все ее участники получают первые навыки в создании фильма, ——умеют выдвигать и реализовывать собственные идеи,

-создавать сценарий, делать раскадровку,

— анализировать свое творчество и работу других детей,

-получают навык актерской работы над собой и ролью,

-учатся преобразовывать текст (из мифа, из статьи в газету, рассказа, интервью) в киносценарий,

-снимать и монтировать отснятый материал.

Условия реализации программы

Ресурсы: кадровые (профессиональные, самодеятельные)
В качестве педагогов выступают педагоги клуба «Следопыт» и его выпускники, также участники клуба, прошедшие курс обучения по вышеуказанным  дисциплинам. В качестве педагогов приглашаются и специалисты кино, телевидения, члены общества изучения Амурского края, ученые институтов ДВО РАН, других региональных ВУЗов.

Материальные (привлеченные и собственные)

Собственные:
Клуб относится к ЦДТ г.Владивостока, поэтому имеет   здесь:
1. Кабинеты  для занятий:

-краеведение;

-проектная деятельность;
— актерское мастерство ;
— видеосъемка, фотосъемка, монтаж;
-звукозапись
2. Залы для кинопоказов: большой и малый.

Привлеченные:
Пользуемся помещением и другими ресурсами тех организаций, в которых проходит киношкола.
Организационные ресурсы (наличие программ, документов, на которых базируются программы).
Результаты деятельности киношколы на территории Владивостока:
2012
В школах появились новые медиацентры, кино- видеостудии, киноклубы: 6.
Повысили уровень знаний и навыков, благодаря занятиям в киношколе «Следопыт», 378 человек.
Приняли участие в медиафестивалях и конкурсах 178 человек  (это на 87 больше прошлого года).
Стали победителями наших медиапроектов: 3 коллектива города, 4 отдельных участника.
2013
В школах появились новые медиацентры, кино- видеостудии, киноклубы: 6.
Повысили уровень знаний и навыков, благодаря занятиям в киношколе «Следопыт», 378 человек.
Приняли участие в медиафестивалях и конкурсах 178 человек  (это на 87 больше прошлого года).
Стали победителями наших медиапроектов 3 коллектива города, 4 отдельных участника.
2014

Участники ШКиТ сами проводят мастер-классы и тренинги по приглашению партнеров в Приморском крае и за его пределами.

Результаты деятельности киношколы на территории Приморского края
2012
Проведено 12 тренингов, мастерских, мастер-классов, 83 консультации для учителей и школьников Шкотовского, Пожарского районов, Дальнереченкого, городов Уссурийск, Арсеньев, Большой Камень.
2013
Появились 3 новых медиацентра, киноклуба, видеостудии:  10,  12 объединений:   в Фокино, Арсеньеве, Дальнереченске, Большом Камне, п.Подьяпольск, п.Новый мир.
Повышение количества участников фестиваля, авторских работ школьников, победителей городских, краевых, Всероссийских фестивалей из числа детей, обучившихся в киношколе «Следопыт».
2014
Фестиваль «Пробный шар» включил в конкурсную программу номинацию «Анимация»
На базе ЦВР г.Арсеньева открыты 2  интерактивные образовательные площадки по развитию жанра анимации на территории своего города и района. Проводятся  мастер-классы, консультации.
В Партизанске, Фокино,Анисимовке проводятся открытые кинопоказы фильмов фестиваля «Веселая ларга», конкурса-медиапарада «Владивосток. История и современность»  с обсуждением работ, что сказывается на развитии детского краеведческого кино на территории города. Увеличилось количество презентаций авторских проектов в своих районах , что способствует развитию краеведения и медиатворчества (кино, клипов, сюжетов и программ).

Наблюдается тиражирование медиапроектов ЦДТ г.Владивостока в краевом масштабе при поддержке Администрации края.
Результаты деятельности киношколы для других территорий
2012
Развитие жанра. Участники других территорий России –победители фестиваля детского кино и телевидения «Веселая ларга», участники заочной киношколы «Следопыт».
2013
Происходит обмен опытом работы благодаря участию педагогов киношколы в Международных, Российских конференциях и Форумах.
2014
Обмен опытом работы педагогов киностудий России и педагогов киношколы «Следопыт» в рамках фестиваля «Веселая ларга»
Участие подразделений киношколы «Следопыт»- пресс-отряда и медиацентра в освещении событий Российских детских медиапроектов.

Приложение: карта регионов, в которых тиражируется опыт ШКиТ МБОУ ДО «ЦДТ Владивостока»

Опубликовано в 2014 г. : © Copyright 2001-2014. Вопросы Интернет Образования. Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство Эл 77-4640 от 28.06.2001