Аннотация. Значение мультфильмов в творческом развитии и воспитании ребенка.  Партнерские проекты студий анимации, их влияние на развитие жанра анимации в России. Мультфильм, помощник в изучении истории рода, города, края.  Мультфильм, как активный способ познания мира и себя.

Ключевые слова. Медиатворчество, мультфильм, развитие творческих способностей, познание мира и себя посредством создания мультфильма, интегративные программы, партнерские проекты, мультипликация в помощь краеведам, педагогам, родителям.

Cartoon as a means of understanding the world and yourself

P.A. Syarkina, Information Resource Manager, Head of the reading room Far Eastern Federal University,Member of the organizing committee and the head of the press center of the festival “Merry spotted seal”Vladivostok Children’s Creativity Center.

Abstract. Value of cartoons in the creative development and upbringing of a child. Partnership animation studio projects, their influence on the development of the animation genre in Russia.Cartoon, as an active way of learning about the world and yourself.

Keywords. Media arts, animated cartoon, development of creative abilities, cognition of the world and yourself through the creation of a cartoon, integrative program, partnership projects.

В номинации «Анимация» детского фестиваля кино и телевидения «Веселая ларга» участвовали в 2014 году около 200 работ из разных городов России.

Предыстория развития детской мультипликации во Владивостоке

Во Владивостоке этот жанр и в настоящее время не очень развит. А ведь он имеет огромные  возможности для родителей, педагогов и воспитателей на пути к ребенку и его воспитанию, для познания мира и самого себя, развития творческих способностей. Четыре года подряд мы приглашаем к участию в нашем фестивале и к обмену опытом студии анимации России. Показ лучших мультфильмов, сделанных детьми,  положительно сказывается на развитии этого жанра в нашем городе, интересе к изучению экологических проблем, традиций Российского народа, его фольклора,  событий истории города и края , мультфильмы становятся помощниками в изучении    обитателей залива Петра Великого и Уссурийской тайги, а главное –  они помогают ребенку увидеть и понять себя в этом большом мире, в поиске своего места в нем.

На  примере героев мультфильмов дети видят, к чему надо стремиться, а взрослые начинают понимать, как использовать этот ресурс не только в воспитании, но и в развитии и образовании ребенка. Первым лауреатом фестиваля в этой номинации стал мультик девочки из Владивостока «Таракашки и люди». Он произвел впечатление не только на членов жюри, но и  привлек внимание представителей СМИ. Заголовки газет: «В веселом детском фестивале победили таракашки и другие», «Анимационные таракашки завоевали сердца сотен кинозрителей», «Приз в фестивале «Веселая ларга» получили таракашки». Лиду тогда никто не учил созданию мультфильм, она сама нарисовала и сделала его в той программе, которую знала. Сценарий, рисунки – все придумала сама. С этого мультфильма и начался интерес многих детей Владивостока к жанру анимация. Мультик был очень простой, веселый и  поучительный.   У многих детей после фестиваля появилось желание создавать мультфильмы.

Для этой цели мы создали студию анимации «МультиКра» (мульпликационное краеведение) при клубе «Следопыт» Центра детского творчества города Владивостока, которая впоследствии стала открытой площадкой для детей Владивостока по созданию компьютерных мультфильмов. Руководитель студии, педагог Татьяна Шандрук, проводит консультации для родителей, учителей и детей Владивостока и Приморского края, помогает развивать этот жанр не только в городе, но и в Приморском крае и России  (мастерская на фестивале «Пробный шар» в Лучегорске, лагере «Следопыт», в ВДЦ «Орленок», Всероссийский форум «Бумеранг»).

Потом были проведены  мастерские  в рамках передвижной школы кино  и тележурналистики  (краеведческий медиапроект клуба «Следопыт» для детей Владивостока и края под руководством Т.В.Никитченко. «Детвора со всего Приморского края училась создавать авторские мультфильмы»,- из газеты «Утро России». А.В.Потопяк, например, в этой школе показал детям, как можно создать мультики из всего, что попадалось им на глаза, что было в данный момент у них в руках. Это был активный   тренинг фантазии, в результате которого получались веселые мультфильмы. Цель: заинтересовать, показать детям, что каждый это может сделать сам.

Освоить  программы  монтажа  детям  помогли  участники студии «VOSTOK25» и группы «Миллениум» (представители регионального пресс-отряда «Приморский медиадесант», который базируется в клубе  «Следопыт» ЦДТ Владивостока. Артем Хуторной и Стас Трикашный, Лида Никитченко, Марина Агзамова, Даша Шуева, Мякотина Ксения помогли своим сверстникам превратить отснятый материал в произведение киноискусства-мультфильм. «Важно, что обучение проводят дети в наших мастерских. Это снимает барьер между учеником и учителем, переводит процесс в разряд сотворчества. Мы целенаправленно готовим тренеров для детей из числа активных, талантливых учеников»,-Т.В.Никитченко.

Кому нужны наши тренинги мастерства?

Учителям и родителям, чтобы было легче найти путь к сердцу ребенка, чтобы они лучше его понимали. И, конечно, детям, учатся понимать себя в процессе создания мультфильма ,который является коллективным творчеством.    В этом творчестве    мультфильма любой талант ребенка  к месту. К тому же создание мультфильма  «всем возрастам покорно». Ребенок еще только говорить научился, но уже может озвучить мультик так, что мы его будем просто слушать много раз, получая от этого огромное удовольствие. «Мой ребенок рисует, но не очень хорошо», — говорит мама на мастер-классе, проведенном нами в  клубе «Чудетство» ЗАТО г. Фокино.  И вот на ее глазах каракули «чада ненаглядного» превращаются в героя сказки и путешествуют в сюжете мультфильма.   А кто-то рад, что он в общем мультфильме будет «солнышко двигать», постепенно превращаясь в это солнышко для других детей, как это получилось у группы «Миллениум» — инициаторов фестиваля детского кино и телевидения «Веселая ларга», которые учатся сами и учат других.

Как ученики стали учителями

Девизом клуба «Следопыт»   стали слова: «Научился сам, научи другого». Дети,  научились сами и начали учить других детей создавать мультфильмы.

«Татьяна Викторовна, хотел пригласить к нам в клуб детей, чтобы они учились создавать мультфильмы, но у них времени нет ездить в ЦДТ. Я решил на переменках и после уроков их учить. Мы собираемся в библиотеке, и я на  ноутбуке все им показываю. Мы и газету к конкурсу будем делать», -рассказал юный гимназист города Владивостока Миша Дружинин, который, получив первые навыки создания мультфильмов в студии «МультиКра», сразу стал учить других.

После таких импровизированных мастерских прибавилось количество участников нашего фестиваля. А еще были присланы работы из России (студия «Ормулька» п.Орда, «Ладушки», г.Лысьва), из канадского города Торонто. Ролики с участием мультипликационных  персонажей были трогательны, заразительны и прекрасны, а еще очень различны. Посмотрев их,  дети Владивостока стали интересоваться техникой создания рисованных, пластилиновых, кукольных, песочных и других персонажей, тоже захотели создавать такие мультики. Они и сами стали придумывать, из чего  можно сделать мультфильм. Первые мастер-классы по анимации на фестивале провели педагоги студий«Арлекин» — А.Сивкова (перекладная) и «Ирбис» -И.Заляутдинов (компьютерная). И вот уже их ученики учат других. Галина Михайловна Чан, педагог–эколог, обучившаяся на фестивале «Веселая Ларга», создала свою студию детского экологического мультфильма «Ручеек», и на следующий год сама провела свою первую мастерскую на фестивале.    А Игорь Заляутдинов, представитель студии «Ирбис», учил детей Приморского края уже 3-D анимации.

Настоящим расцветом этого жанра за все годы существования нашего фестиваля мы считаем 2014 год, потому что в нем участвовало гораздо больше студий из Приморского края и Владивостока (студии «Игра», «Арлекин»,«Литораль», «Батискаф», «Ручеек», «Ирбис», «Анимака», «Мульто», «МультиКра». Были показаны вне конкурса работы одного из победителей прошлогоднего фестиваля –  студии из реабилитационного центра «Парус надежды».

Освоив это жанр в мастерских фестиваля прислали работы  студии из городов  : Арсеньев, Лучегорск, Уссурийск, школ и гимназий Владивостока. Хорошие авторские работы сделали дети из студии «VOSTOK25» (Владивосток), «25 регион» (Уссурийск), радовали творческие находки детей студии «ШИП» (г.Лучегорск), гимназии №1 г.Владивостока. Более 120 мультфильмов было представлено из Приморского края на фестиваль. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,  партнер нашего фестиваля, в прошлом году тоже провел свой фестиваль мультфильмов «Вперед в будущее».  Это здорово, что жанр год от года стал развиваться активнее, и у детей   появляются новые возможности показать свои работы, получить обратную связь от специалистов и зрителей.
Кроме этого к нам в гости приехал директор Всероссийского фестиваля–мастер-класса «Жар-птица» — Петр Иванович Анофриков. Он провел творческие встречи с учителями младших классов, с родителями, детьми и руководителями студий. Мы посмотрели мультфильмы его студии «Поиск». Это было очень полезно и интересно. Он поделился с участниками студий секретами  организации детской студии и создания мультфильмов.     «Да он просто кладезь знаний, его можно слушать часами», —  поделилась   руководитель недавно созданной студии анимации из г.Арсеньева М.П.Иванишко. А с руководством фестиваля и Центра детского творчества  Владивостока Петр Иванович договорился о создании базовой площадки по развитию этого жанра на территории Дальнего Востока. Этот вопрос сразу же был обсужден оргкомитетом фестиваля «Веселая ларга» с институтом повышения квалификации,  и с нового учебного года площадка начнет действовать.

Конечно педагогам нужно учиться. Петр Иванович пригласил педагогов и детей, а так же их родителей посетить мастер-классы на фестивале «Жар-птица»,который ежегодно проходит в Новосибирске. 4 педагога с учениками и их родителями из студий Владивостока и Приморского края отправились туда в 2014 году. Мы поставили своей целью обучить учителей школ, мам, пап для дальнейшей работы тренерами на нашем фестивале. «Дорого приглашать постоянно мастеров, будем учить своих»,-принял правильное решение оргкомитет фестиваля.

Учимся и на лучших работах участников нашего фестиваля. В конкурсную программу 2014 года вошли еще 87 мультфильмов студий анимации России и из творческих коллективов ближнего зарубежья. Лауреатами и дипломантами среди них стали: студия анимации «Алладин» (г. Новосибирск), творческое объединение «Мультипликация» (г. Москва), детская киностудия «Печка» (г. Самара), студия «Волшебный фонарь» (г. Севастополь), студия анимации «Семирамида» (г.Карасук), объединение мультипликации «Мынику» (г.Салехард), студия анимации «Ладушки» (г.Лысьва, Пермский край), студия «Твист» (г.Омск),  республиканская студия «Кюн-кузези» (г.Мыски), «Семирамида» (г.Карасук). Другие коллективы получили благодарственные письма с пожеланиями членов жюри и приглашение обучиться в  «Школе мультипликации», которая начнет работу уже в этом году в Центре детского творчества Владивостока.

Перспективы и результаты работы

Жанру анимации на нашем фестивале в этом и в следующем году будет уделено большее количество времени и внимания, чем остальным. Первый день фестивалей 2014,2015 годов пройдет как «День анимации во Владивостоке». Обмен опытом даст перспективы развития для каждого. Например, после посещения мастер-классов П.И. Анофрикова (г.Новосибирск, фестиваль –мастер-класс «Жар-птица»)  все участники получили электронные письма с  методическими пособиями,   ответы на все вопросы, которые их интересуют. Такая заочная школа мастерства тоже полезна для тех, кто начинает свой путь  в удивительный мир мультипликации. И после фестиваля в кабинете №7 ЦДТ г.Владивостока (клуб «Следопыт») с утра до вечера оживленно. Здесь собираются руководители студий мультипликации, чтобы обсудить перспективы развития фестиваля и его номинаций. Вот несколько из новых программ,которые активно действуют на территории  Владивостока и Приморского края:   «Благотворительность и благотворители»- (мастер-классы, которые проведут дети студий анимации в детских домах); проект  «Да здравствует  мультфильм!»-  благотворительные кинопоказы в учреждениях образования и кинотеатрах Владивостока, Приморского края); «От сценария к мультфильму» (помощь юным сценаристам в создании мультфильмов по их сценариям); «Фестиваль шагает попланете» (создание координационных центров фестиваля в разных городах России и за рубежом).

«Все это мы уже делаем. Под нашим руководством прошли пилотные проекты в разных городах России и Приморском крае. Мы увидели все плюсы и минусы, сделали выводы, и всем миром претворяем это в жизнь»,-рассказала автор этих программ Т.В.Никитченко. Помощь сценаристам мультфильмов согласились оказать сразу несколько мультстудий. «Арлекин», «Литораль» (г.Владивосток) сделают мультфильмы по сценариям Артема и Ярослава Паламарчук и Людмилы Семеновой – победителей конкурса сценаристов мультипликаторов. «С удовольствием поучаствуем в инициативе вашего фестиваля «Веселая ларга»- помощь юным сценаристам анимационных фильмов! Все желающие могут обратиться к нам в город Салехард, объединение мультипликации «Мынику», -написал руководитель этой студии Михаил Коробов в оргкомитет фестиваля.

«В этом году дети города Фокино стали членами Большого детского жюри фестиваля «Веселая ларга». Просмотр работ номинации «Анимация» прошел у нас в клубе «Чудетство». Это хорошая форма работы, придуманная членами оргкомитета для вовлечения в этот жанр детей. Они сразу стали рисовать героев мультфильмов и захотели создавать мультики сами. На фестивале было 14 человек из нашего города Фокино. Хотим и в нашем городе создать что-то подобное»,- Ирина Федотова, ЗАТО г.Фокино. «Нам показался очень интересным ваш опыт создания разных студий мультипликации в городе Владивостоке. Мы тоже хотим научиться этому и развить этот жанр на территории Пожарского района. Для этого я приехала на фестиваль к вам с педагогом, которая посетила все мастер-классы по анимации», — Маргарита Цветкова, директор фестиваля детских СМИ «Пробный шар», г.Лучегорск.

Пример популяризации жанра анимации преподнесла студия «Игра» Дома молодежи г.Владивостока, руководитель А.Сергеева: «Для нас уже стали традиционными часовые показы мультипликационных фильмов участников нашей студии в кинотеатрах нашего города. В этом году в кинотеатре «Иллюзион» прошел новогодний показ, а в «Галлактике» благотворительный – для детей из интернатов Владивостока. На этом не остановимся, для этих детей проведем мастер-классы, научим, возьмем шефство. Думаем, что в следующем показе их работы  тоже примут участие».

Старт новой образовательной программе «Школы кино и тележурналистики «Следопыт» и проекту «Эхо Бумеранга во Владивостоке и Приморском крае» был дан в нескольких учреждениях образования.   Творческий десант приедет  сюда еще не один раз, чтобы подготовить детей к участию в фестивале «Веселая ларга», конкурсной программе Форума «Бумеранг» и  фестивалей-партнеров. Дети получат навыки создания мультфильмов в разных техниках и  знания в области кино и телевидения. Лучшие участники фестиваля учатся во Всероссийских проектах генеральных партнеров нашего фестиваля.  Дзюба Катя: «В «Орленке», на форуме «Бумеранг-2014»,  я многому научилась, я создавала мультфильм из песка, а раньше занималась компьютерной анимацией. А в Новосибирске, на фестивале «Жар-птица», я тоже прошла обучение и получила хорошую практику. Теперь хочу научить технике песочной анимации других детей».

«Благодаря мультфильмам, которые я посмотрела на вашем фестивале и на встрече с П.И. Анофриковым,  стала лучше понимаешь ребенка, увидела свои промахи в воспитании. Дети очень талантливо и просто передают свои эмоции и впечатления от жизни, от людей, которые с ними рядом. Для меня самой показались поучительными многие мультфильмы. Я поняла, что мультик – лучший помощник в воспитании ребенка. Взрослые, вместо нравоучений и замечаний делайте мультики со своими детьми! Я лично буду воспитывать ребенка так с сегодняшнего дня», — Лариса, просто мама шестилетней Лерочки.

Примечание. В статье обобщен опыт работы студий анимации  г.Владивостока, г.Арсеньтева, г.Лучегорска и др.городов России.

Соавторы: Никитченко Татьяна Викторовна, руководитель проекта «Фестиваль детского кино и телевидения «Веселая ларга»; Онуфриенко Евгения Борисовна, заведующая отделом туризма и краеведения ЦДТ г.Владивостока, координатор фестиваля «Веселая ларга»; Потопяк Александр Владимирович, Шандрук Татьяна Витальевна, Олесова Татьяна Олеговна, Чан Галина Михайловна,   педагоги дополнительного образования отдела туризма и краеведения ЦДТ г.Владивостока, члены организационного  комитета фестиваля «Веселая ларга».

Опыт в форме статей  П.А.Сяркиной по этой теме обобщен:

  1. В международном журнале «Медиа, информация, коммуникации» Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» (MIC)® публикует оригинальные статьи, посвященные различным вопросам  медиакультуры, информационного общества, коммуникативистики. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС 77-57299 от 17.03.2014.
  2. Журнал «Вопросы Интернет Образования», Copyright 2001-2014. Вопросы Интернет Образования. Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство Эл 77-4640 от 28.06.2001

3. В сборнике «Медиашаги» (из опыта работы по проекту «Создание информационно-образовательного медиахолдинга для развития медиакультуры Москвы».