С 7 класса я занимаюсь исследовательской работой по этой теме. Целью это работы было:

-изучить промышленную деятельность А.Д. Старцева на острове Путятина.

-познакомиться с историческим прошлым родного края.

-собрать материал о работе фарфорового завода.

-собрать экспонаты для школьного музея.

-познакомить учащихся с результатами своей работы.

Сегодня, благодаря исследовательской работе школьников, в нашей школе создана музейная комнаты, в которой собраны все находки, свидетельствующие о  деятельности этого завода и о разнообразии продукции, которую он выпускал.  Все это мы с удовольствием показываем всем гостям острова и его жителям.

В 1891 году  минестерство государственных имуществ  продало А.Д. Старцеву 998 десятин на острове Путятина и 500 десятин сдало в аренду на 99 лет. Это составляло примерно две трети острова с озером. На берегу бухты Назимова Алексей Дмитриевич основал имение Родное, которое вскоре стало образцовым хозяйством.

В 1891 году белый каолин, найденный на острове Путятина, по определению инженеров, был принят за белый песчаник, негодный и на постройки, только в 1895 году случайно определено, что это не песчаник, а окаменелая белая глина. По произведённому анализу оказалось два сорта лучшего каолина: из карьера № 1 мягкая глина и из карьера № 2 окаменелая глина, последняя считается лучшей для выделки посуды. Залежей глины при усиленной работе может хватить, по приблизительному исчислению, на 50 – 100 лет.

Настала осень. Алексей Дмитриевич собирается уезжать с острова. В руках у него комок белой глины. В задумчивости он мнет его пальцами. Сначала геолог принял глину за известняк, непрочный и ни для чего не пригодный, но теперь понял свою ошибку. Это каолин, применяемый для изготовления фарфора. Его  запасы на острове очень большие

не открыть ли здесь и производство фарфоровых изделий?

После недолгих раздумий Алексей Дмитриевич решил строить на острове  фарфоровую фабрику, а мастеров фарфорового дела пригласить из Японии. С этой целью он отправился на Нагасаки. Здесь отыскал действующую фарфоровую фабрику и договорился с мастером, что будущим летом заедет за ним, и вместе с бригадой рабочих, оборудованием, инструментами и необходимыми материалами отвезет на Путятин.

В Китае Алексей Дмитриевич начал комплектовать стройку фарфоровой фабрики, а с наступлением весны 1895 года привез весь комплект на остров: машины для отмочки и мытья глины, ручные вращательные станки, обжигательные горны. Строители китайцы приступили к работе. К концу лета стройка подошла к концу. В 1895 г. на базе местного каолина Старцев создал первую и единственную тогда в крае фарфоровую фабрику.

Сначала посуду выделывали вручную японские мастера с применением японской глазури. Из-за несоответствия местного каолина и японской глазури посуда получалась неправильной формы.

Изделия, поступив в обжигательную печь, выходили из нее покоробленные. Попытки японского мастера получить хорошие обжиг так и не увенчался успехом.15ноября фабрику остановили, и японцы уехали домой. Наверно, они не очень-то хотели развивать фарфоровое дело за приделами своей страны. Вот так написал В.П. Врадий о японском мастере: (… вся его деятельность заключалась в том, чтобы тормозить развитие фарфорового производства на Путятине, да реже попадаться на глаза Старцеву).

Весна 1896 года. Фарфоровая фабрика по-прежнему работает плохо. Половина изделий из обжигательных горнов выходит покоробленными. Вид посуды, отправляемой на продажу, непривлекательный, и она не имеет спроса. Зато хороши, выпускаемые фабрикой гончарные изделия, их раскупают сразу же после доставки.

В приамурский край поступило приглашение принять участие во всероссийской выставке промышленных изделий. Она состоиться летом 1896 года в Нижнем Новгороде. Алексей Дмитриевич решил выставить и свои изделия: огнеупорную глину, огнеупорный кирпич, гончарные изделия из белой глины. Два последних имеют товарный знак «А. Д. Старцев». Образцы запаковали и отправили в далёкий путь. До Имана (Дальнеречинск) на поезде, потом по рекам Уссури, Амуру и Шилке. Кирпич и глина благополучно прибыли на выставку, но гончарные изделия из-за плохой дороги побились.

На острове закончился рабочий сезон. Остановлена фарфоровая фабрика. За зиму надо отремонтировать изношенное оборудование и провести подготовительные работы к следующему сезону. Пройдет еще два года, прежде чем фабрика нормально заработает и будет выпускать в месяц до 12 тысяч штук посуды.

В 1897 -1898 годах обжиг посуды выходил наполовину испорченным, поэтому приходилось терпеть большие убытки. Причина порчи… в несоответствии глины со свойствами японской глазури. Несмотря на эти неудачи и дорогостоящих японских мастеров, в 1898 была поставлена первая паровая машина в 10 сил, проводящая в движение 12 станков для выделки посуды механическим путем. Обучались под руководством русского мастера русские и японские мальчишки. Делу приучались довольно быстро и начали выделывать недурную посуду, но обжиг наш не улучшался.

В 1899 году были приглашены из Японии лучшие и опытные обжигальщики и, кроме того, японский химик-политехник. Благодаря советам химика и опытности старика-обжигальщика, в это лето обжиг начал удаваться настолько хорошо в сравнение с прежними годами, что теперь можно с уверенностью сказать, что мы начали употреблять не японскую, а собственную, так сказать «путятинскую глазурь».

Кроме того, увеличение спроса на нашу посуду побудило расширить дело увеличением  числа мастеровых и постройкой трех новых горнов (прежде было пять). Русский мастер на фарфоровом заводе не что иное, как горшечник, но зато имеется хороший русский скульптор –модельщик с Сахалина. Хороших мастеров из Европейской России достать невозможно, а из других Европейских промышленных центров мастера едут за вознаграждение не меньше 6-7 тысяч рублей годового оклада,  поэтому, волей не волей, приходится довольствовать русским горшечным мастером, но зато лучшими японскими мастерами. Со временем, когда дело будет поставлено на твердую почву, рассчитывают начать выделку изящной и дорогой посуды, тем более, что по анализу путятинская глина признана лучше японской и не уступающей китайскому каолину.

В 1898 году Старцев наладил механическое производство посуды высокого качества для широкого потребителя, а также ваз, тонких чайных и столовых сервизов. Но оказалось никакие они не китайские, а сделанные тут же на острове. А эта ваз (одна из пяти) простояла более 30 лет в кафе  (Театральное) в бухгалтерии.

А какая посуда! Изяществом не уступающая китайским, германским, да и нашим, петербургским изделиям. До 12 тысяч штук ежемесячно выпускает фабрика.

При фарфоровой фабрике Старцев открыл гончарно-терракотное отделение, где из черной огнеупорной глины выделывали большие чашки, бочонки, пьедесталы. При фарфоровой фабрике было скульптурное отделение, где изваян был бюст Пушкина в натуральную величину. Скульптуры украшали остров и были представлены на выставке в 1899 г.  Успехи Старцева в фарфоровом деле можно назвать выдающимися, за что он по справедливости и получил большую серебряную медаль Министерства финансов на Хабаровской выставке.

 Попик Ирина, остров Путятина, член клуба «КЛИО»

 

Уникальный экспонат

В фондах краеведческого музея имени В.Д. Арсеньева находится блюдо, сделанное из гипса на фабрике А.Д. Старцева на острове Путятина.

В центре блюда рельефное изображение острова Путятина. На внутреннем кольце надпись, исполненная славянской вязью:(Имение А. Д.Старцева (Родное) на острове Путятина. (Уссурийский край). На наружном кольце блюда изображен герб, вернее эмблема А.Д. Старцева, так как, не имея соответствующего титула, он не мог иметь собственного герба. В центре эмблемы колосья, на фоне которых механическая шестерня, слева от нее кузнечные клещи, кайло и молот, справа фарфоровые и гончарные изделия, а сверху палитра с кистями, бюст А.С. Пушкина. По кругу блюда изображены здания конторы Старцева на острове Путятина, паровая шхуна (Чайка), скотный двор, пахарь с сохой, жилой дом, паровой катер и постройки вероятно, механического завода.

Можно с уверенностью сказать, что блюдо изготовлено в 1897-1899 годах, вероятно, для сельскохозяйственной и промышленной выставке в г. Хабаровске в 1899г. Блюдо-экспонат представляет ценность как художественное произведение. Несмотря на то, что оно выполнено из гипса более 100 лет назад, оно неплохо сохранилось, а фрагменты блюда при сопоставлении их с фотографиями того времени подтверждают точность художественного выполнения. Более того, дают ясность обширной хозяйственной деятельности А. Д. Старцева в конце 19 столетия.

Попик Ирина, остров Путятина, член клуба «КЛИО» 

Уникальная ваза

Краевым отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры недавно обнаружена фарфоровая ваза, изготовленная в конце 18 века в Приморье, на острове Путятина.

На белом фарфоре причудливо ветвится сказочное темно-голубое дерево, летят птицы, цветут пышные цветы, часть венчика немного отколота.

А вот и круглое заводское клеймо- окаймляет постамент орнаментом:(А.Д. Старцев, на острове Путятине).

Сомнений нет, так неожиданно найден еще      один экспонат. Он представляет большую ценность для истории фарфоровой промышленности края.

В седьмом классе в течение месяца я работала с литературой, собирая материал о деятельности А.Д. Старцева связанной с работой фарфорового завода. В результате  узнала: когда был создан фарфоровый завод, какую продукцию он выпускал, какое сырье использовалось, кто работал на заводе, какую технологию использовали мастера.

А также мною собраны осколки фарфоровой посуды (около 20 шт.), глиняных чаш (более 20 шт.); фарфоровые битки разного размера; образцы глины, многое из этого можно увидеть в музейной комнате нашей школы. Большинство из них было найдено на сопке между улицами Нагорной и Центральной. Большую помощь в сборе экспонатов мне оказали: Кармазина Е.В. и Маханьков В.Г., которым я очень благодарна за содействие в работе.  Для обмена информацией встречалась с членами археолого-туристического клуба из г. Находка.  Толчком для моей деятельности послужила встреча и совместная работа по изучению деятельности А. Д. Старцева с клубом «Наследники»  г. Шелехова летом 2007 года. Для тех,кто интересуется деятельностью А.Д.Старцева на острове, советую проситать следующие книги:

Хроника трех поколений (Исторический очерк), авторы: Алексей Старцев, Алексей Шерешев; Город Владивосток; 2006 год; Их именами процветало Приморье. Е. В. Путятин и А.Д. Старцев в истории края (Учебное пособие), автор: Баснина Л.А. Поселок Дунай; 2004 год; Алексей Дмитриевич Старцев: история острова – история жизни (Тихоокеанская газета).Автор: Сергей Павлов, 16 августа 2002 года, № 33; «А когда-то здесь разводили лошадей и делали фарфоровые вазы» (по газетным материалам). Автор: Юрий Филатов.

Попик Ирина, остров Путятина, член клуба «КЛИО»