Лично мне нравятся все информационные жанры. К тому же добавлю, как эксперт Ярмарки детских СМИ Владивостока, что они особенно распространены в самодеятельных СМИ. Это и приветствуется и вызывает опасения, а иногда откровенное недовольство членов жюри конкурсов СМИ. Так в чем причина? Писать или не писать в жанрах заметка, отчет, интервью ( опрос), репортаж?
Может просто отказаться и забыть? Нет, этого делать не стоит. Что именно не получается у юнкоров и вызывает зачастую откровенную критику членов жюри журналистских конкурсов? Найти ответ на этот вопрос и разобраться в причинах ошибок юнкоров мы попробовали на весенней образовательной сессии регионального пресс- отряда.

«Можем ли мы применить к обсуждаемой теме крылатую фразу «Краткость — сестра таланта»?», -задала вопрос ведущая в начале встречи. Поднялся «лес рук», последовали ответы: «Да!  А еще что? Точность предельная при подаче материалов, факты, оперативность, ясность».
Мы обсудили все эти положения. Все правильно, мы все это знаем. Но раз есть ошибки, надо разобраться. Для этого мы обратились к своим публикациям в СМИ, представленным пресс- центами на Ярмарку, работаем в группах. Сначала   определяем какие информационные жанры представлены в новых номерах наших газет. Через пятнадцать минут (а именно столько времени было отведено участникам на выполнение задания) посыпались такие ответы: «вот заметка, а здесь 2 расширенные заметки, информации в колонке хроники, один репортаж, 2 разных интервью, опрос, небольшой отчет». Выбранные группами материалы отложили для дальнейшей работы и обсуждаем, по каким основным признакам мы поняли, что это информационный жанр:
1.Здесь все точно, кратко, ясно, лаконично, приведены факты,
2.Есть некоторые подробности, названы детали,
3.Омечены основные действующие лица…
4. Вопросы, ответы, это точно интервью,

5. А здесь на один вопрос расширенный и подробный ответ, это что тоже интервью?

Многие задумались и ведущая предложила разобраться в этом подробнее. На экране стали появляться карточки с описанием  информационных жанров. Те, кто был согласен с тем, что это тот жанр, который называла ведущая должны были пересесть направо. Те, кто не согласен — налево и аргументировать свой выбор. Я и еще несколько ребят оказались справа на первом задании, которое звучало так: «метод сбора информации, основанный на проведение беседы (по определенному заранее составленному плану-программе) с респондентом , предполагающий непосредственный, личный контакт  собеседников».

Мы немного посовещались и ответили, что в карточке зашифровали жанр «интервью».
Хотя у нас было много оппонентов , ведущая согласилась с нами. Следующее задание сформулировано так: «простейшая форма оперативного сообщения, в основе лежит общественно- значимый факт. В печатных СМИ это главный носитель новостной информации». И опять мы согласились с ней, что это заметка.

На этот раз в нашей компании оказались все участники встречи.

Ну это было легко. Кто не знает, что такое заметка? Мало кто. А вот поставить по порядку составляющие заметки смогли не все. Мы опять справились с заданием хорошо, а команда «левых» забыла про такие важные составляющие как «Заголовок» и «Лид».

Вот что у нас получилось в результате коллективной работы.

Структура заметки:

1. Заголовок, подзаголовок

2. Лид-первый абзац журналистского текста, который несет основной, мощный информационный заряд

3. Основная часть заметки, которая сообщает подробности, конкретности, уточняются названные в Лиде факты. Далее нас попросили ответить на какие основные вопросы отвечает заметка. Мы ответили быстро: что, где, когда, кто, почему. Ведущая похвалила нас и подчеркнула, что ответы на эти вопросы дадут представление о событии.
Потом ты перешли к практике составления разных видов лида. Нам достался самый простой и распространенный «прямой информационный лид» Мы первые его написали: 10 апреля 2015 года в Центе детского творчества города Владивостока состоялся тренинг по журналистике для участников регионального пресс-отряда. Но допустили ошибку, на которую ведущая сразу же указала нам. Оказывается, не рекомендуется начинать с цифр. Это можно делать только в тех случаях, когда акцент делается на дате, времени события.          Мы быстро переписали, исправив свои ошибки и продолжили учиться на ошибках других.

Второй группе достался «лид- цитата». Они заметку о сегодняшнем мероприятии начали с хорошей цитаты ведущей тренинга. И правильно сделали, ведь этот вид лида и должен начинаться с цитаты известного лица, связанного с событием.

Третей группе достался лид» немедленная индефикация». Они не поняли что это и когда получили пояснения быстро выполнили задание. Опять в поле зрения попала наша ведущая, так как в этом случае заметка должна начаться с героя новости, известного лица которое совершает какое- то действие.

Четвертая группа тоже быстро справилась с заданием. Им достался «лид-вопрос»,  на который потом надо будет ответить в заметке. В итоге с заданием справились все группы. Даже та, которая до начала встречи не знала, что такое лид. Правда сначала ее участники допустили 2 небольшие ошибки: написали фамилию, а затем имя ведущей. А принято наоборот. И в небольшом вступлении умудрились восемь раз использовать цифры. По мнению ведущей, это много. Она рекомендовала цифры использовать не более 6 раз, так как большое количество цифр читатели могут просто не запомнить.  Это была полезная для всех информация. Далее мы разбирали колонки хроники событий. Их было три в разных газетах, с разными названиями.

Ведущая попросила нас в одной из них найти ошибку. После небольшого обсуждения мы решили, что раз это подборка новостей, то необязательно каждому событию в ней (а это 2-3 предложения) делать заголовок. Ведущая подтвердила наше предположение-  достаточно дать заголовок всей подборке.
Мы написали заметки о нашем мероприятии, затем команды поменялись текстами и начали делать «расширенную заметку». Это не просто информационное сообщение, имеющее факт с некоторыми подробностями, как заметка. В расширенной заметке добавлены мнения, комментарии, выводы. Я поняла, что именно этот жанр использую чаще всего в своих публикациях. Наверное поэтому мне понравилось домашнее задание ведущей : написать расширенную заметку. На следующей встрече мы продолжим знакомиться с информационными жанрами. Это будет самый интересный, на мой взгляд жанр-репортаж.

Училась писать хорошие заметки

 Лида Никитченко, пресс-отряд «Миллениум», ВГ ДДТ.