фельдгаузен

Почётный гражданин — звание, которое присваивается высшим руководящим органом населённого пункта/города (городская дума, мэрия, горсовет, т.п.) в качестве награды за заслугии перед этим городом и символизирует «исключительную форму выражения признательности и благодарности (…) общества за деятельность на пользу города, а также дань уважения к людям, имеющим особые заслуги перед Отечеством» Почётный гражданин Владивосто́ка — почётное звание, учреждённое в целях признания выдающихся заслуг граждан перед городом Владивостоком.

История почётного гражданства Владивостока берёт начало с конца XIX века. Летом 1886 года городская Дума Владивостока избрала первых двух Почётных граждан города. Первым почётным гражданином Владивостока 12 июля 1886 года стал генерал-адъютант Иван Алексеевич Шестаков.

Звание Почётного гражданина Владивостока может быть присуждено гражданам Российской Федерации и других стран, а также лицам без гражданства, и не зависит от факта рождения удостоенных его лиц в городе Владивостоке или проживания на его территории. Звание присуждается персонально и приурочивается к празднованию Дня города Владивостока.

Александр Фёдорович Фельдгаузен (1832—1907) — первый Военный губернатор Владивостока и Главный командир портов Восточного океана (1880—1886),вице-адмирал (1887).

Пожалуй, О Ф.Ф.Фельдгаузене мы знаем очень мало. Только основные вехи его биографии.

Приведем его послужной список.

  • В службе с 15 (27) апреля 1848 года — гардемарин Черноморского флота. В 1850 году произведён в мичманы.
  • 1853 год — на линейном корабле «Императрица Мария», в качестве флаг-офицера при вице-адмирале П. С. Нахимове, участвовал в Синопском сражении. За отличие произведён в лейтенанты.
  • С 13 (25) сентября 1854 года по 27 августа (8 сентября) 1855 года лейтенант Фельдгаузен находился в гарнизоне и участвовал в обороне Севастополя. В 1855 году был адъютантом адмирала П. С. Нахимова.
  • С 1856 года командовал на Чёрном море яхтой «Орианда», тендером «Скорый», в 1859 году — на Балтике, командовал канонерской лодкой «Комар».
  • 23 февраля (6 марта) 1860 года уволен для службы на коммерческих судах. В январе 1863 года произведён в капитан-лейтенанты, в январе 1871 года — в капитаны 2 ранга.
  • 13 (25) июля 1873 года зачислен на действительную службу. В 1875 году произведён в капитаны 1 ранга.
  • 2 (14) августа 1876 года — назначен командиром Сибирского флотского экипажа. Прибыл во Владивосток и вступил в должность в 1 (13) февраля 1877 года. 23 марта (4 апреля) 1877 года принял в подчинение Владивостокский гарнизон.
  • 9 (21) июня 1880 года — Фельдгаузен произведён в контр-адмиралы и назначен на должность Главного командира портов Восточного океана и Военного губернатора Владивостока.
  • 15 (27) октября 1886 года — оставил должности командира портов и губернатора. Переведён на Балтийский флот, назначен в распоряжение управляющего Морским министерством.
  • 20 июля (8 августа) 1887 года — уволен от службы с производством в вице-адмиралы

Как видим, в 1880 году он принял  должность  Военного губернатора Владивостока и оставил ее  через 6  лет. 12 (24) августа 1886 (в тяжелейшем горе – смерть жены он принимает решение оставить свой пост) единогласным решением Владивостокской городской думы избран Почётным гражданином Владивостока .


А что произошло в городе и с городом во время его пребывания первым лицом.

Владивосток в 80-е годы XIX века

Краткая экскурсионная справка

В первые годы своего существования Владивосток развивался сравнительно медленно. Но, начиная примерно с 1870 года, рост Владивостока становится все заметнее. В 1871 году российское правительство решило перенести главный порт России на Тихом океане из Николаевска-на-Амуре во Владивосток. Город стал развиваться намного быстрее: строились административные и жилые здания, стала зарождаться промышленность, росла торговля. В 1872 году в бухте Золотой Рог встали корабли Сибирской военной флотилии. К 1874 году главная улица города – Светланская – протянулась почти вдоль всего северного берега Золотого Рога.

Появились крупные торговые компании, лесопильный и кирпичные заводы, мельница, пивоваренный завод. В гавань Владивостока заходили голландские, английские, американские, японские, немецкие суда. С 1880 года началось регулярное товаро-пассажирское морское сообщение Владивостока с другими российскими городами. В том же 1880 году Владивосток официально получил статус города. В его территорию вошли также полуостров Муравьева-Амурского и остров Русский. В городе тогда жили 7300 человек. В 1883 году вышел первый номер газеты «Владивосток». В 1893 году открылось железнодорожное движение между Владивостоком и Никольском (сейчас Уссурийск), а в 1897 году поезда пошли до Хабаровска. В конце XIX века Владивосток уже был большим портовым и промышленным городом, главной базой военно-морского флота России на Тихом океане.


Рассмотрим, что сделал для города Ф.Ф.Фельдгаузен.

С 1880 года Отдельная съёмка Восточного океана начала исследования залива Петра Великого. Создаётся и усиливается береговая оборона военного порта, его минная защита, строится его ремонтная база.

«Со стороны суши строились люнеты у морского госпиталя, на высоте севернее бухты Улисс и на Тюменской горе (ныне сопка Буссе — где теперь коттеджи возводят), а также укрепления «Среднее» на Орлином гнезде и «Встречное» на Даковой горе — возвышенности, где сейчас расположен корпус мединститута. Большинство батарей и укреплений было выстроено в течение 1879 года, но они нет были тогда вооружены. Как удалось капитану Широкову сделать все работы и при этом уложиться в смету — только ему ведомо, но в дальнейшем кредиты несколько увеличились. Постепенно линия обороны города вышла за границы ближайших окрестностей Золотого Рога. В 1880 году были возведены батареи на мысе Купера (где сейчас находится Морская академия) и севернее мыса Бурного (территория завода «Металлист») — они были предназначены для защиты побережья Амурского залива от нападения с моря. В 1885 году была сооружена батарея Безымянная — близ нынешнего ТИНРО. Она, как и другие сооружения того времени, была земляной, но надежно укрепленной, и служила противодействием возможной высадке противника в районе Семеновского ковша.»

Сейчас принято упоминать имена инженеров, младших командиров, и никто не задумывается, а было бы это кому-нибудьнужно, если бы Военный комендант города был временщиком, старавшимся хоть как-то отбыть свое время в этой должности.

 По инициативе Фельдгаузена в марте 1883 года во Владивостоке проведена первая «всенародная» перепись населения. Насчитали 9167 человек.

Город был военным фарпостом, где преобладали военные, попавшие сюда по долгу службы. Благодаря переписи мы знаем, кто из гражданских лиц были на нашей земле первыми, каким сословием формировался город, кому мы обязаны его интереснейшим историческим обликом.

 «17 (29) апреля 1883 года вышел первый номер первой городской газеты «Владивосток». Фельдгаузен назначил редактора на должность в порту, дал редакции помещение, типографию морского штаба, добился ежегодной субсидии от Морского министерства.

С предложением о создании газеты в быстро растущей крепости на берегах бухты Золотого Рога обратился к Главному командиру портов Восточного океана и военному губернатору Владивостока А.Ф. Фельдгаузену губернский секретарь Николай Варламович Соллогуб. И получил поддержку. 14 ноября 1881 г. было разрешено издание газеты и редактором утвердили Соллогуба. Более года ушло на решение множества дел. Александр Федорович часть их взял на себя. Он назначил редактора начальником портового архива, чтобы у него была возможность заниматься газетой, а редакция пользовалась помещением архива. Казенную типографию морского штаба с рабочими и матросами отдали в распоряжение «Владивостока». Впоследствии Фельдгаузен походатайствовал перед Морским министерством о выделении субсидии газете в размере 2000 рублей в год.

Первый номер вышел тиражом 500 экз., что оказалось достаточно, ведь подписалось на газету 226 человек (стоимость годовой подписки 10 руб. без доставки). В последующие 10 лет эта цифры сохранялись, хотя «Владивосток» рассылался в 20 городов Дальнего Востока и Российской империи, в Париж, Японию, Китай. Постоянных сотрудников в редакции было немного, но круг людей, желавших опубликовать свои заметки, статьи, оказался достаточно широк. С первого номера редакция провозгласила, что будет «представлять интересы крестьянства, интересы народной массы, прежде всего». Этих принципов она придерживалась и после того, как с 1886 г. стала именоваться «морской». Тогда же утвердили второго редактора-корпуса флотских штурманов подпоручика В. Панова. В этой должности он проработал год, а в 1892 создал газету «Дальний Восток», и на ее страницах до последнего номера воевал с конкурентами и коллегами из других изданий.

На своих страницах «Владивосток» поднимал темы актуальные для Приамурского края, показывающие жизнь во всем многообразии. Вот только некоторые публикации в первый год издания: «Исследования И.С. Полякова но о-ве Сахалин», «За кулисами коммерческого мира», «По поводу колонизации Уссурийского края», «Плавание клипера «Абрек» в Камчатку, осенью 1883 г.», «Два стихотворения каторжного В.», «По вопросу об электрическом освещении Владивостока»…»

 18 (30) апреля 1884 года — утвердил устав «Общества изучения Амурского края» (ОИАК), предложенный 45 учредителями-владивостокцами, после чего и сам стал его действительным членом, а 2 (14) сентября 1887 избран почётным членом ОИАК.

«О́бщество изуче́ния Аму́рского кра́я — первая научная организация на Дальнем Востоке России. Учреждено в 1884 году во Владивостоке. До 1923 года было самостоятельной организацией.

11 (23) декабря 1883 года в газете «Владивосток» флотский механик А. М. Устинов опубликовал статью с предложением создать городской музей. Статья послужила толчком для объединения известных в городе людей, занимавшихся исследованием и освоением восточной окраины России — чиновников, военных, предпринимателей, мещан. Решили музеем не ограничиваться и создать научно-просветительское общество — с самостоятельными исследованиями и экспедициями, публичными лекциями, общедоступной библиотекой.

18 (30) апреля 1884 года Военный губернатор Владивостока контр-адмирал А. Ф. Фельдгаузен утвердил устав Общества изучения Амурского края. На первом заседании ОИАК, 24 апреля (6 мая), председателем его распорядительного комитета был избран Ф. Ф. Буссе, секретарём — И. А. Бушуев. Была образована библиотека ОИАК, начали формироваться коллекции будущего музея.

  • 1 Устава ОИАК 1887 года гласил:

Общество имеет целью всестороннее изучение р. Амура, русского побережья Восточного океана и сопредельных местностей и ознакомление с ними посредством собрания коллекций и разных сведений по всем отраслям естествознания, географии, этнографии, археологии и научной разработки собранных материалов, равно посредством составления библиотеки из сочинений об указанном крае, не ограничиваясь какой-либо специальностью».     

Следует отметить тот факт, что, будучи военным портом, город развивался как научный и культурный центр. И тот факт, что Военный губернатор был заинтересован в развитии не только боевой мощи, но и  духовной жизни жителей, интересовался историей места, куда он попал волею судеб, активно поддерживал творческую жизнь города,  характеризует его как истинного патриота Родины, человека, который способен на большие поступки даже в небольшом, на краю света поселении. И это поселение именно благодаря каждодневному упорству тех, кто стал первопроходцами этого места, стало великим портом Дальнего Востока – нашим Владивостоком. И мы вправе гордится тем, что мы – наследники этих великих людей.

Фадеева Анастасия, сш.№ 18

 

Информация изложена на основании материалов сайтов:

http://pomnipro.ru/memorypage72125/biography

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%EB%FC%E4%E3%E0%F3%E7%E5%ED,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%D4%B8%E4%EE%F0%EE%E2%E8%F7

http://www.pgpb.ru/almanac/event/day/66/

http://primwiki.ru/index.php/Экскурсия_»Из_истории_Владивостока»

http://vladivostok.com/archive/10/03/vlad_krepost1.asp

http://оиак.рф

http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all/A/html/О/И/А/К/ОИАК.html