(Открытое  занятие  из  раздела программы  «КРАЕВЕДЧЕСКИЙ  ТЕАТР»
педагога дополнительного  образования МАУ ДО «ВГ ДДТ» Никитченко Лидии Сергеевны)
«Природа устроила так, что мы при словесном общении с другими людьми сначала видим внутренним взором то, о чём идёт речь, а потом уже говорим о виденном…»,  «Говорить» на нашем языке – значит рисовать зрительные образы». (К. С. Станиславский).
Раздел  программы:  Сценическая речь.
Тема: «Работа над прозаическим текстом»
Педагог: Говорить ясно, понятно, чётко, выразительно важно не только для артистов, но и для людей самых разных профессий. В жизни  это пригодится каждому.  Мы  живём  в социуме, в мире где  важной  составляющей нашей жизни является речь.  Поэтому  хорошим  и нужным  нам  навыком  является  умение  хорошо говорить,  доносить главную мысль, чтобы  вас поняли правильно.  Часто  это секрет  успеха  в любом  деле.  Речь человека говорит о многом. Сегодня менее актуально стала фраза  «Встречают по одёжке».   Всё впечатление  может изменить первая  произнесённая человеком фраза.    Человек, у которого  правильное  произношение  слов, приятная  интонация, хороший  голос, внятная  дикция  внятная дикция,  вызывает  чувство уважения.  Его будут слушать.

Где в жизни  вам  помогло умение  говорить, говорить   чётко и внятно задавать  вопросы, выражать и  починять уверенно свою  позицию  отстаивать свою точку   зрения?     Спасибо, понятно.  В каких  произведениях есть сцены, в которых всё  рушилось  только из-за того, что человек  не сумел внятно  пояснить в чем  дело? Вот! Верно,спасибо.  Давайте послушаем несколько вариантов одного  текста.  Приятно и понятно ли в чем  суть конфликта произведения,  в котором чтец  торопится, не выделяет главное?

Сейчас мы поговорим о том, как научиться читать прозу, как работать над  отрывком в прозаическом  произведении. Для чего следует тренировать  фантазию, развивать творческое воображение  и видения?  Объём работы над видениями возрастает соответственно глубине и многогранности литературного материала.
Воображение и видения – это фундамент за счёт которого держатся мысль и  чувство. Для  того, чтобы  видения были действенными и яркими,  актер- чтец   свой личный жизненный опыт и пользуется наблюдениями.  Есть ряд упражнений, которые учат правильно наблюдать и  потом переносить их в работу над текстом и ролью.   Давайте попробуем несколько  из них

Тренинг на наблюдательность
Видение, кинолента видения, кинолента памяти.  Внутренние и внешние объекты.
Работу над кинолентой видений мы  делим  условно   на два этапа:
1. Накапливание видений;
2. Уточнение своего отношения к ним.
Вспомогательные  цитаты. Они равешенены  на досках и стенах в классе.  Ребята группами  проходят поочерёдно к каждой и  пытаются  объяснить  значение каждой.
Личностное восприятие произведения, ассоциативный ряд, иллюстрированный подтекст, предлагаемые обстоятельства, приспособления.
«То, что в области действия называют сквозным действием, то в области речи мы называем подтекстом» (К. С. Станиславский).
Подтекст – это то, что заставляет нас говорить слова речи. «В момент творчества слова – от поэта, подтекст – от артиста» «Природа устроила так, что мы при словесном общении с другими людьми сначала видим внутренним взором то, о чём идёт речь, а потом уже говорим о виденном…» «Говорить» на нашем языке – значит рисовать зрительные образы». (К. С. Станиславский).

Педагог: «Разберём теперь подробно виды  подтекстов.  Продолжите фразу:»Подтекст это… »
Виды подтекстов:
1. Выражение нашего психологического отношения к лицу или явлению.
2. Логическое уточнение текста, ситуации, им описанной.
3. Слова явного шифра, нескрытого или тонко скрытого стремления как бы «эзоповским языком» прикрыть одно явление другим.
Перспектива речи, событие, понятие сквозного действия, сверхзадача.
Выходя на сцену с самого первого слова чтец должен ясно представлять не только перспективу ближайших задач, но всю итоговую цель, к которой направлено его словесное действие. Именно это отражается  на всех   его интонациях, на передаче всех мыслей и чувств. В направленном, целеустремлённом произнесении текста, целиком опирающегося на внутренний подтекст.

В этом состоит  одна  основ словесного действия.
Необходимо выделить три основных этапа работы над художественным произведением:
1. Анализ;
2. Художественное воплощение;
3. Эстрадное исполнение.
Идейно-тематический анализ произведения
требует определить:
Тему (явления действительности, изображённые в произведении).
РАБОТА  С ЛИТЕРАТУРОЙ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ      ПО ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ РАБОТЫ ЧТЕЦА  НАД  ТЕКСТОМ.  ПРОЗА.
Ласкавая Е. Сценическая речь/ Е. Ласкавая.- М., 2006.
Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. М., 2009.
Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8 т.; М., 1954-1961. Т. 1-4.
Кнебель М. О. Слово в творчестве актёра/ М.О. Кнебель.- М., 2009.
. Кочарян С. В поисках живого слова/ С.В. Кочарян.- М., 1979.
Задание:  выбрать цитату  по теме занятия.  Пояснить.

Идейный смысл произведения. «Идею произведения надо уметь найти в действии, в чертах поведения и характера всех без исключения героев, а для этого понять, чем захвачены их чувства и мысли» В. И, Немирович-Данченко.

Сюжет (точная последовательность изображённых в произведении событий).
Конфликт (столкновение жизненных противоречий, т.е. противоположных позиций, идей, мировоззрений, идеологий).

Сверхзадачу («…Основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто- роли …», -К.С. Станиславский).
Сквозное действие («Действенное, внутреннее стремление…психической жизни к сверхзадаче»).
Надо выстраивать сквозное действие рассказа так, чтобы каждый эпизод решался с учётом сверхзадачи, развивал, подчеркивал авторский замысел, чтобы каждое событие осмысливалось в связи с общей идеей, которая таким путём будет по мере развития действия всё полнее выявляться.
Сверхзадача и сквозное действие мобилизуют внутренний мир исполнителя, активизируют слово, делают его целенаправленным, действенным.
Ритмика прозаической речи. Фраза, период, контекст.
а) Выявление композиции (средство организации развёртывания основ конфликта через сюжет).
б) Логический анализ текста: разбить его на «куски», озаглавить их, определить сверхзадачу и сквозное действие каждого «куска», вскрыть подтекст, определить эмоциональные ударения внутри «кусков». Расставить паузы и ударения в предложениях.
в) Составление «черновиков текста». Чтобы ещё глубже проникнуть в авторский текст, надо рассказать его собственными словами для раскрытия последовательности развития событий, действенной линии поведения героев, побуждений и причин их поступков. «Черновик» заставляет чутко вчитываться в авторский текст, проверяя отточенность его словесной формы.
Элементы словесного действия в работе над прозой:
а) Ассоциативный ряд.
б) Предлагаемые обстоятельства.
в) Подтекст и «внутренний монолог».
г) Кинолента видения.
д) Линия словесного действия.
е) «Перспектива» чтения литературного отрывка.
Этюд в работе над прозой. Пробы.  Участники получают  текст.  Работают  этюдно.
Разобрать отрывок по событиям, определить их действенную фабулу, наметить ряд этюдов. Варианты работы:
а) попробовать пластику и речевую характерность персонажей, способы пристройки, их темпо-ритмы, протяжённость их физических действий во времени (в рассказе от первого лица, монологах);
б) рассказчик – свидетель событий, он наблюдает со стороны описанное в отрывке (этюды исполняют другие ученики), а потом рассказывает увиденное; подобная работа помогает ученикам не только уточнить «видения» событий и персонажей, но и оформить своё отношение к ним.
«Надо, не уходя от содержания рассказа (отрывка), дать возможность чтецу накопить тот опыт, который помог бы ему конкретно в будущей работе над текстом» ,-М. Кнебель
Авторская речь и речь персонажа.
Работа над характерностью речи как средством выразительности создания сценического образа. Характерность образа и его интонационного выражения в значительной степени зависит от выявляемых автором состояний и переживаний персонажа. Следовательно, изменения сюжетных положений приводят к соответствующим изменениям «тона» исполнителя. Разрешая вопросы характерности образа, автор произведения не скрывает и своего непосредственного «голоса», своей речи.
«В вашу интонацию может вкрасться его (персонажа) интонация и даже жест, потому что вы уже начинаете действовать и переживать за него. Но если вы перестанете действовать и начнёте изображать, вы попадёте в штамп. Вы должны входить в предлагаемые обстоятельства действующих лиц, но не копировать их, передавать своё отношение к ним, а не изображать их интонации. Не забывайте, что у вас есть отношение рассказчика к этому человеку, о котором вы говорите, и сколько бы в рассказе ни было лиц, к каждому из них в вас будет своё отношение – это сделает их разнообразными. Если изображать действующих лиц, потеряешь себя, как рассказчика»
М, Кнебель.
«Оценивайте предмет не с внешней стороны, а со стороны вашего отношения к предмету. И не описывайте мне интонацией внешнего облика человека…, опишите мне внутреннюю сущность этого человека и ваше отношение к нему… Цвет и вкус играть нельзя. Передавайте своё отношение к цвету», — К. С. Станиславский.
Творческое общение с залом.
«При словесном общении говорить не столько уху, сколько глазу», -. К. С. Станиславский

«Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, наполовину тому, кто слушает», —
С. Кочарян.
а) Установление контакта (внутренняя «подстройка»).
«Начало концерта, пожалуй, самое трудное. Надо принять на свои оголённые, предельно натянутые нервы накатывающуюся из зала волну первого равнодушия и преодолеть её», —
С. Кочарян.
Умение «взять зал» приблизительно равно воздействию гипнотической силой.
Учёт индивидуальности сегодняшних зрителей.
б) Выбор «вида» общения с публикой:
1. Для всего зала (публично);
2. Для каждого отдельного слушателя (интимно).
«Вид» (манера) общения со слушателями неразрывно связан с мерой присвоения авторского текста:
1. Я являюсь «автором» текста;
2. Я передаю чужие слова (в описании пейзажа, например).
Выбор «вида» общения диктует манеру подачи текста и качество звучания.
Зоркое отношение к авторской интонации и… глаза слушающих – вот два ориентира, которые помогут избежать ошибки в мере присвоения авторского текста и в манере общения со слушателями.
в) Контроль своего поведения на эстраде (оценка и коррекция). Собранность мышечная и внутренняя свобода.
Необходимо заставить аудиторию разделить своё творческое решение данного текста.
г) Способы, приёмы поддерживать внимание зала
Три момента важны в общении с залом:
«1. прозондировать,
2. передать видения,
3. проверить, как восприняли».
(К. С. Станиславский)
Нужно не загонять темп речи, чтобы зритель успевал принять и осознать информацию.
Необходимо через своё активное творческое отношение, через свою трактовку уметь направить ответное воображение слушателей таким образом, чтобы основная идея произведения, как и все встречающиеся в произведении события, явления и люди ясно и правильно воспринимались аудиторией, увлекали бы её, заставили задуматься и прийти к определённому выводу.

Педагог

ПОДВЕДЕМ  ИТОГ НАШЕГО ЗАНЯТИЯ

Для чего  важно поэтапно работать на текстов?

Что такое внутренний монолог?

Роль  видения в  работе над текстом?

ЗАДАНИЕ  НА ДОМ

Выбрать  отрывок из произведения  одного из  приморских  авторов.  Определить идею.  Подготовить пересказ отрывка.