Дети ищут археологические ценности (из интервью с директором музея института истории, археологии и этнографии  народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук Юрием Геннадьивичем  Никитиным)

-Юрий Геннадьевич, добрый день.  Десятки детских археологических экспедиций проходит в Приморском крае. Откуда в основном дети в этих экспедициях? Есть какие-то клубы детские археологические?

— Есть детские клубы, которые серьёзно занимаются, археологией.  Их не так уж много как хотелось бы. Но они давно и очень хорошо работают.  Это в городах Уссурийске, Находке, Фокино, с. Анисимова и др. Есть увлечённые дети во Владивостоке.

-Кто-то из них выбрал профессию археолога?

-Есть такие. Но тоже  не много

-Как воспринимают дети экспедиции? Им нравится там? Это какая-то обязаловка для юных археологов или они стремятся туда добровольно?

-Стремятся добровольно. Хотят попробовать себя в этом и испытывают полный восторг после экспедиции.

-Почему же тогда так мало детей идёт  в профессию?

-Потому что детская экспедиция  это и труд (дети  и серьёзно работают там ежедневно по 4 часа в день. По законодательству больше нельзя. Хотя они сами готовы и больше работать) Но основной  мотив больше все- таки романтика, желание вырваться из дома, почуствовать  себя свободным, самостоятельными. Желание на какое-то время оторваться от родительской и учительской опеки.  попробовать себя в  чем-то новом, интересном. Для подростков это особенно это важно.  А у тех кто выбирает своей профессией археологию мотивы более глубокие и сильные. Надо очень хотеть, чтобы это стало делом твоей жизни.

-А вы сами как пришли в эту профессию?       Что послужило толчком?

— Мои мечты родом из детства.  Я много книг читал про это. Потом попал в экспедицию. В отличие от других детей сразу понял, что это моё дело. Я не о чем другом и не мечтал больше. Ну и ещё большую роль играют наставники,  руководители. Они сами, их пример, опыт, их отношение к делу основные мотиваторы.

-Из нашего разговора я понял что вы с уважением относитесь  к юным археологам.    Вы лично знакомы с ними?

-Да, по экспедициям знаком со многими. Раньше и олимпиады и конференции проходили  Собиралось до 400 участников!

-Считаете ли вы детский вклад в археологию  значительным? Не жалко тратить время на увлечение детей, которое их профессионально не очень ориентирует.  Это что: просто какие-то игры, чтобы чём-то занять детей. Или на счету детей  какие-то интересные находки?

-Да, я отношусь к этому серьёзно. И к детям и к их труду в экспедиции.  Потом экспедиция это не только профориентация. Здесь много задач:  дети учатся  трудолюбию, ответственности, умению договариваться, работать в команде, ценить труд друг друга, исследовать, они могут лучше узнать себя и других, становятся увереннее в себе.
Конечно есть интересные находки и на счету у участников детских экспедиций!  Да половина нашего музея  состоит из них.

-Ого, как здорово!  Спасибо.

-Можно ли назвать археологию  профессией будущего. Есть у непосредственно будущее? Она же древности изучает. Наверное уже мало неизведанного осталось?

-Ну здесь  в каком смысле рассматривать это.  Как мы знаем что без прошлого нет будущего. Енё много неизученного, не доказанного, много возможностей для новых открытий.  Археология даёт  факты, с которыми трудно спорить.   Она предоставляет  доказательства теорий.  Мы узнаем кто раньше здесь жил, кому на самом деле принадлежали эти территории.  Как жили люди, чем занимались, как развивались.  Археология даёт много для  новых знаний.

-Благодарю вас  за интересный рассказ и содержательную экскурсию. Вы тоже являетесь в большом  смысле наставником для кого-то из тех ребят, которые с вами общаются.  Уверен, что половина ребят из юнкоров приморский лиги юных журналистов захотели после сегодняшней встречи поучаствовать в раскопках, внести свой вклад в это движение и рассказать об этом другим детям в своих материалах .  Успехов вам в вашем нужном деле.

Кирилл Очеретянный, участник программы «Журналист- краевед»  клуба «Следопыт» отдела туризма и краеведения МАУ  ДО «Владивостокский городской Дворец детского творчества».  Педагог:  Никитченко Т. В.  31.03.2022.