О том, тяжело ли быть экскурсоводом, И Что нужно делать, чтобы им стать
Думаешь, что музеи — это скучно? Лежат там какие-то экспонаты под стеклюм. А для чего и зачем — непонятно. Потрогать и хорошенько посмотреть их нельзя. Лучше это время потратить на что-то полезное, а не бесцельно споняться по музею. Если ты, читая эти строки, утвердительно киваешь, то наверняка у тебя не было эрудированного и грамотного экскурсовода, который бы точно расширил твой кругозор и рассказал множество историй. Да, такая профессия действительно существует. В наше время она очень популярна и востребована, но в то же время сложна и требует подготовки.
В «Орлёнке» во второй смене реализуется проект «Военно-патриотическая смена «Школьный Музей Победы», где ребята полностью погружаются в профессию экскурсовода и отрабатывают теоретические знания на практике. Мне удалось пообщаться с ними и узнать; какие навыки и личные качества им приходится развивать, чтобы стать первоклассными гидами. Подробности читай в моём материале.
КАК МНЕ ЭКСКУРСОВОДОМ
ПРИШЛОСЬ СТАТЬ
Прежде чем я переиду к главному, мне бы хотелось поделиться с тобои своим личным опытом.
Так получилось, что мне удалось много раз побывать в Музее истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева, который находится в центре Владивостока. Он основан в 1884 году. В 1945 году музею присвоили имя В. К. Арсеньева — русского географа и исследователя Дальнего Востока. Это настоящий культурный центр, который не только хранит около 600 000 подлинников экспонатов, но и является местом встречи с различными деятелями Приморского края. А ещё — там есть мини-музеи для детей и подростков. Например, я была в зале, где можно было узнать интересные факты о физике.
Самый первый мой поход в этот музей был без экскурсовода. Я просто смотрела на выставленные экспонаты. Но мне было скучно и ничего непонятно. Ведь некому было мне обо всём рассказать.
В следующий раз мы оплатили отдельно экскурсовода. И это стоило потраченных денег Она настолько интересно повествовала историю тех или иных вещей в музее, что после я приходила туда ещё много раз и приводила с собой друзей и родных, уже сама рассказывая им, что узнала до этого. Так мне удалось попробовать себя в роли экскурсовода для близких людей.
Это было волнительно и возможно даже любопытно от того, какая реакция будет у моих друзей. Конечно, я передавала им не всю информацию, а только ту, что вспомнила по ходу моей любительской экскурсии. Начало увлечения и изучения психологии мне очень помогло: я знала, как лучше стоять и жестикулировать, побороть панику и волнение, привлекать к себе внимание, чтобы другие не отвлекались.
В конце друзья сказали, что им всё понравилось. Но тогда я поняла, что работа в такой сфере очень трудна и требует много сил и отдачи. Поэтому мне стало любопытно, как в «Орлёнке» осваивают азы этой профессии и проводят свои первые экскурсии наверняка на уровень выше, чем я.
О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ ПОБЕДЫ
Во вторую смену 2021 года участниками проекта «Школьный музей Победы» стала команда активистов «Сталинградский характер» музея «387-й Гвардейской мотострелковой Сталинградско-Корсуньской Красноармейской бригады» школы №54 Советского района города Волгограда. Приехали эти ребята в «Орлёнок» не с пустыми руками. Они привезли с собой некоторые экспонаты из школьного музея — архивные фотографии, счастливую «пилотку» ветерана Великой Отечественной войны — участника 387-й мотострелковой бригады, макет боевого катера. Когда я пришла к ним, чтобы пообщаться, они уже провели свою первую экскурсию по экспозиции своего школьного музея.
— Наша основная цель — рассказать своим сверстникам о неизвестных им страницах Великой Отечественной войны, — говорит участница проекта Марина Кандаурова. — Мы поведали орлятам про саму мотострелковую бригаду, историю её формирования, а также о том, как сложились судьбы её участников. Нас очень порадовала обратная связь от ребят. Они подходили в конце экскурсии и благодарили за интересный рассказ. Для них было удивительно, что в качестве гидов выступили такие же дети, как и они, которые отлично справились с этой задачей.
АЗБУКА ЭКСКУРСОВОДА
Но прежде чем выйти к своим сверстникам и провести для них экскурсию, пусть даже и небольшую, школьники из Волгограда прошли ускоренный и углублённый курс подготовки юного экскурсовода. Хотя у многих из них был уже аналогичный опыт, но, как мы знаем, нет предела совершенству — учиться можно и нужно всегда. Поэтому в течение недели ребята восполняли пробелы в своих знаниях, оттачивали коммуникативные навыки, учились преодолевать волнение и тренировали свой речевой аппарат. После такого обучения и хорошей практики они теперь точно смогут отличить профессионала от дилетанта.
Итак, попробуем вместе с нашими юными музейщиками составить портрет идеального /по-настоящему профессионального / экскурсовода. Читай внимательно, вдруг тебя привлечёт именно эта професСия.
Все знают мудрую народную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Так вот, с гидом это работает точно также. Поэтому первое, с чего нужно начать — это с внешнего вида.
— Экскурсовод должен в первую очередь выглядеть аккуратно, — считает Арина Русакова. — Опрятная одежда в едином деловом стиле, собранные волосы и неяркий макияж у женщин, чистые ноги — это тот минимум, без которого не обойтись. В тоже время не должно быть ярких деталей, которые будут отвлекать внимание слушателей. Чтобы ничего не упустить, собираясь на экскурсию, можно составить специальный чек-лист и по нему проверить, все ли внешние атрибуты на месте.
Но это только лишь верхушка айсберга. Помимо того, что нужно хорошо выглядеть, надо уметь преподносить материал в увлекательной форме.
— Имидж экскурсовода — это не только его внешность, Важно, как он говорит, как себя преподносит, — делится своим мнением Марина Кандаурова. — От него очень многое зависит. Даже когда у гида за спиной огромное количество редчайших экспонатов, но если он абсолютно неинтересно рассказывает о них, то для посетителей музея — это пустая трата времени.
Наполнить свою голову знаниями не так уж трудно, хоть и времени это занимает много. Всё же всегда можно почитать книги и справочники, посмотреть документальные фильмы, изучить архивные документы. А вот когда пытаешься обо всём этом рассказать — чувствуешь, что тебя укусила Эллочка-людоедка (героиня сатирического романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»). Не хватает слов выразить свои впечатления, начинается сплошное косноязычие. Такого у профессионального экскурсовода быть не должно.
— То, о чём ты будешь рассказывать участникам экскурсии, лучше заранее продумай. И напиши свой рассказ, — советует Никита Шумков. — Это поможет не только избежать различного рода ошибок, но и структурировать всю информацию. Но не привязывайся к этому листку, старайся в него смотреть как можно реже. А главное — не будь занудным лектором, вставляй в свой рассказ занимательные факты, юмор.
Подготовить интересный материал для своей экскурсии — это только половина успеха. Прочитать несколько раз один тот же текст и пересказать его — недостаточно. Познавательную информацию из уст гида должны услышать люди.
— Без чёткой и поставленной речи невозможно провести качественную экскурсию, — думает Артём Киреев. — В этом случае упражнения для развития дикции и скороговорки нам в помощь. Например, есть трудные буквенные сочетания, пробуем их произнести, задействуя мышцы речевого аппарата, множество раз. И не забываем развивать дыхание, что поможет избежать запинок.
Ребята в один голос рекомендуют всем своим сверстникам познакомиться с артикуляционной гимнастикой и регулярно заниматься. Это пригодится не только будущим экскурсоводам, но и в любой другой профессии.
Да, развитие всех вышеперечисленных навыков помогает чувствовать себя увереннее. Но экскурсовод тоже человек и может что-то в самый ответственный момент забыть.
— Такое иногда случается, — делится своим опытом Артём. — В первую очередь — не паниковать, иначе это будет полный крах и провал. Можешь задать вопрос по теме экскурсии своим слушателям. Так ты выиграешь время и не потеряешь контакт с аудиторией.
О нюансах и аспектах профессии экскурсовода можно говорить очень долго. Не секрет, чтобы стать настоящим профи в этом деле, нужно всё время учиться и повышать свой уровень. Но первые шаги ты можешь делать уже сейчас — полюбить историю в школе и полностью погрузиться в этот предмет, работать над своей речью и изучить основы ораторского мастерства, продумать свой стиль. А ещё — расскажи своим друзьям о неизведанных уголках своего города или населённого пункта. Так быстрее попробуешь себя на практике и поймёшь, над чем тебе нужно работать. Желаем тебе успехов, на этом нелёгком поприще.

Юлия ПИВОВАРОВА, Приморский край