Общество все более проникается идеей гуманистической ориентации в образовании, когда образование не только вооружает знаниями, но и создает условия для саморазвития личности. В данной ориентации образования особенно акцентирована приоритетность полноценного образования и сбережения здоровья подрастающего поколения. Дополнительное физкультурное образование учащихся является важным компонентом образования и отражает главные функции физической культуры общества.

Изучение практического опыта и содержания научно-литературных источников по данной проблеме показывает, что целевыми установками российского физического воспитания являются не только физическое совершенствование индивида, но и активное целенаправленное воздействие на его интеллектуальную и духовную сферы. Речь идет уже не о «физическом воспитании», а о «физическом образовании», Осознание обществом ценностного потенциала физической культуры и спорта и выход на новые пути его освоения обществом и личностью выдвигают необходимость инновационных преобразований в образовательном процессе, и главной фигурой здесь, как и прежде, остается педагог. Его инициатива, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству — непременный фактор развития системы образования, ее жизнеспособности и прогресса. Очень многое в образовательном процессе зависит от инновационной культуры педагога, от того, насколько современный педагог развит не только как профессионал, но и как личность.

Какие общекультурные, профессиональные и личностные качества лежат в основе инновационной культуры личности современного педагога и каковы ее ценности и смыслы?

Инновационная культура — это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.

Личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Она не замкнута в границах бытия индивида. Ее пространством является пространство социальных связей и отношений. Чтобы понять ее природу, надо теоретически охватить всю сложную систему общественных отношений, ибо личность есть тот узелок, где завязывается и творится ткань социальной жизни (А.М. Шамина).

Как показал В.Д. Шадриков, в процессе профессионального развития личности образуются интегративные ансамбли качеств, состав которых не остается постоянным, а изменяется с течением времени. Очевидно, что невозможно управлять качеством, то есть улучшать имеющиеся свойства, приобретать новые, не определив четко имеющийся их набор.

Прежде всего инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни. Исходной базой инновационной культуры педагога являются общекультурные (социокультурные) качества личности: 1) духовность, 2) гражданственность и 3) эрудиция, поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса, составляют его атмосферу и должны постепенно становиться свойствами учащихся. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, потребность в социальном взаимодействии. Также большое значение придается педагогическому
такту как критерию культуры учителя и высокого профессионализма его педагогической деятельности (В.Д. Афанасьева, Л.Г. Борисова).

Педагогическая деятельность педагога в  области физической культуры направлена на формирование физической культуры ученика, Которая является компонентом общей культуры личности, поэтому без осмысления и анализа результатов собственной профессиональной деятельности и труда своих коллег, без постоянного пополнения собственного теоретического багажа, без способности педагога к эмпатии невозможно рассчитывать на эффективность процесса становления личности воспитанника.

Профессиональными качествами, которые способствуют внесению в образовательный процесс новшеств высокого уровня эффективности, несомненно, являются: 1) знание предмета, 2) технологическая культура и 3) психологическая культура. Психологическая культура объективно необходима представителям многих профессий. Без нее никакие инновации возникать не могут. Но для педагога она особенно необходима, так как ему ежедневно, в непростой подчас обстановке приходится создавать человечески приемлемую, комфортную среду, предотвращать конфликты, вызывать искренний интерес к происходящему, налаживать сотрудничество и содружество в коллективе.

Для формирования инновационной культуры педагога необходимы следующие группы свойств личности: 1) отношение к детям как развивающимся субъектам; 2) культура человеческого взаимодействия; 3) отношение к себе как развивающемуся субъекту (Е.Д. Афанасьева, ЛГ. Борисова).

Перед педагогом ставится сложная и ответственная психолого-
педагогическая задача: формирование ученика как субъекта учебной деятельности, формирование у него мировоззрения, что способствует его рефлексии, осознанию себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью.

Организуемый педагогом физической культуры педагогический процесс направлен на физическое развитие учащихся, а это нелегкий труд, требующий максимального проявления физических и психических возможностей подопечного. Очень часто воспитанники, находясь под влиянием авторитета педагога (у юношей это бывает из-за нежелания показатъся физически слабее, чем их товарищи), боятся пожаловаться на плохое самочувствие, что может привести к получению травмы на занятии, или симулируют болезнь и отказываются от выполнения заданий. Для исключения подобных ситуаций необходимо, чтобы у педагога была развита эмпатия, что позволит установить контакт с занимающимся и взаимодоверительные отношения. Специфика профессии педагога в области физической культуры заключается в том, что одним из результатов его труда является прирост показателей физического развития подопечного, от которого зависит здоровье и работоспособность.

Содержание инновационной культуры личности педагога составляют не отдельные психологические свойства или качества работника, а их сочетание, способствующее достижению наилучших результатов в его профессиональной деятельности. Эти качества и свойства личности непосредственно формируются в процессе педагогической деятельности как совокупность творческих и культурных характеристик личности педагога.

Таким образом, выделяются следующие наиболее значимые компоненты, определяющие профессиональную и инновационную направленность личности педагога: готовность к саморазвитию, рефлексия, мотивация достижения успеха, эмпатия. Педагог, имеющий оптимальный уровень развития выделенных доминирующих педагогических компонентов, постоянно стремится достичь в своей профессиональной деятельности более высоких результатов, т.е. быть профессионалом.

Профессионализм закладывается в процессе общего и профессионального образования, и основным условием его сохранения и развития является непрерывное профессиональное самообразование и саморазвитие личности.

В процессе педагогической работы педагог постоянно испытывает
необходимость в повышении своего профессионального мастерства, что в свою очередь в сочетании с высоким уровнем притязаний способствует возникновению потребности в саморазвитии.

Саморазвитие выражается в том, что для общественного существования педагога как личности в качестве первой необходимости выступает потребность в информации, потребность занять определенную социальную позицию, овладеть теми ценностями, которые накопило человечество.

Личность, способная к саморазвитию, обладает (по Н.Г. Пешковой) следующими чертами:

— берет на себя ответственность за свои действия, в том числе и за свое
дальнейшее развитие;

— решает свои проблемы без ущерба для других;

— достигает значительного успеха в той деятельности, которая служит для

неё объектом самовыражения;

— получает удовлетворение от своей жизни, в том числе от профессиональной деятельности;

— открыта переменам и новому жизненному опыту.

Одним из главных условий успешной профессионально-педагогической
деятельности, ведущим компонентом в структуре педагогической установки
педагога физической культуры является педагогическая рефлексия — способность учителя мысленно представить себе сложившуюся у ученика картину ситуации и на этой основе уточнить представление о себе.

Н.М. Борытко считает, что «педагогическая рефлексия направлена на самоорганизацию через осмысление учителем себя и своей профессиональной деятельности в целом как способа осуществления своего целостного «Я». Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников.

Творческая активность педагога есть свойство и результат высокого
уровня развития его инновационной культуры, предполагающей наличие профессиональных (специальных и педагогических) знаний, осознание целей и общественной значимости своей деятельности, чувство ответственности за ее последствия, потребность в познании педагогической реальности и себя как профессионала. Существование инновационной культуры возможно лишь в соотнесенности с творческой самореализацией преподавателя.

Таким образом, инновационная культура личности педагога может характеризоваться рядом признаков-определителей. Она является:

— одной из составляющих профессионализма;

— результатом развития и становления профессионального сознания педагога в инновационной среде;

— одним из признаков выхода педагога на концептуально-методологический уровень осмысления своей деятельности;

— показателем развитого рефлексивного сознания, высокого уровня профессионального самоопределения.

Инновационная культура личности определяется как характеристика целостной личности педагога, показатель его гуманной педагогической позиции, сочетаемой с творческим отношением к делу и проявляющейся как в профессиональной деятельности, так и в педагогическом общении.

Л.М. Гантимурова МАУ ДО «Владивостокский городской дворец детского творчества»