Выпуск 1.                             .                                          .

Рекомендации для руководителей исследовательских  команд- участников акции «Имя героя»
Этот выпуск  методических рекомендаций разработан  для руководителей команд участников акции «Имя героя»  с целью  оказания помощи при написании статей в ходе реализации проектов и  для отчёта по результатам акции. Второй выпуск будет посвящен подготовке материалов для детских газет, которые они могут выпустить в ходе проекта.
В рекомендациях даны общие правила написания статей для газеты, журнала или  сборников. Перечислены основные этапы создания статьи и правила ее оформления. Перечислены методики, которыми может воспользоваться педагог для работы над  статьей по результатам проекта. со школьниками.
Методические рекомендации содержат описание методики оформления статей, инструменты для контроля необходимых умений.
Составители:
Сяркина Полина Алексеевна, педагог дополнительного образования МАУ ДД «ВГ ДДТ» по программе «Юный издатель», заведующая фондом научной и художественной литературы библиотеки ДВФУ.
Никитченко Татьяна Викторовна, заведующая отделом туризма и краеведения,  педагог дополнительного образования по программе «Юный корреспондент» МАУ ДО «ВГ ДДТ»  СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Статья, ее виды, классификация и формат.
II. Структура статьи

Выбор темы и анализ материала
План статьи

Заголовок
Вступление
Основная часть статьи                        .

Заключение

Составление списка литературы
III. Подготовка статьи к печати
Как оформить текст  .
Как отредактировать текст

Проверка текста на ошибки

Проверьте текст на наличие грамматических ошибок
Правила оформления списка использованных источников  и
библиографических ссылок
Примеры библиографического описания
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые педагоги, руководители команд- участников  акции «Имя героя». Одним из отчётных документов нашего мероприятия является подготовка статьи по результатам исследовательской работы по теме мероприятия.
Умение анализировать  и описывать собственную исследовательскую  деятельность, делиться опытом с широкой аудиторией, представлять свою работу читателям  и членам оргкомитета  для анализа и обсуждения  результата вашей работы  является одной из важнейших задач, которые ставят перед вами организаторы.

Оформлять свои мысли в тексты являются одним из ключевых  компонентов содержания образования. Данные  методические рекомендации, позволят вам  овладевать знаниями, способами, мастерством написания статей и создать хороший отчёт вместе с командой ваших учеников. Богатый практический опыт, который вы получите во время подготовки акции станет хорошим подспорьем для дальнейшей работы вашей команды, а так же доступным и полезным всем, кто впоследствии захочет участвовать в этой акции.
Вы  легко научитесь справляться с трудностями оформления текстового отчета, приобретёте навык  оформления своих мыслей в письменной форме, в логически выверенный, интересный читателю текст и это умение разовьёте в своих учениках.
Описанные здесь методики оформления статей, инструменты для контроля необходимых умений пригодятся вам в других городских  краеведческих конкурсах.
1. Статья, ее виды, классификация и формат.
Для того чтобы написать качественную, интересную, хорошую статью, необходимо знать, что такое статья, какова ее суть и роль.
Статья относится к аналитическому жанру. Автор статьи ставит проблему, проводит ее анализ и предлагает решение (делает выводы).
Например, в нашей статье проблема – научить педагогов писать вместе с детьми интересные материалы (статьи). В процессе мы разберем, как это сделать, и сформулируем выводы по итогам мастер-класса. Статья должна иметь практическую ценность, а также тематическую направленность на конкретную целевую аудиторию. Теория в чистом виде сейчас мало кого интересует.
Статьи группируют по видам и целевому признаку.
Виды статей определяют по трем основным группам: информационные, аналитические, художественно-публицистические:
информационные – это статьи пояснительного характера, несущие определенную информацию. К ним относят: заметки, новостные статьи, информационную корреспонденцию, информационные отчеты, информационные интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортажи.
аналитические – статьи, в которых обязательно присутствует рассуждение, анализ и итог. К ним причисляют: аналитические отчеты, аналитическую корреспонденцию, аналитические интервью, аналитические опросы, беседы, комментарии, социологические резюме, анкеты, мониторинги, рейтинги, рецензии, журналистские расследования, обозрения, обзоры СМИ, прогнозы, версии, эксперименты, рекомендации.
художественно-публицистические статьи являются симбиозом образно-выразительных средств и понятий, с яркой, эмоционально окрашенной, экспрессивной силой воздействия на читателя. Это эссе, очерки, зарисовки и др.
По целевому назначению выделяют следующие виды статей:
проблемные, информационные критические, новостные, научные, рекламные и т.д.
Формат статей
Существуют определенные форматы, в которых, прежде всего, следует научиться писать статьи. Ниже для вашего удобства приведены форматы, в которых можно писать статьи.
Формат первый: «Проблема + решение» — вычлените проблему вашей целевой аудитории, и озвучьте ее в статье. И самое главное, дайте несколько практических рекомендаций решения данной проблемы.
Формат второй: «Инструмент, предназначенный для…» — опишите методику или инструмент, который применяется только в вашей области, но которым мало кто умеет правильно пользоваться.
Формат третий: «Вопрос-ответ)» — опишите проблемную ситуацию и скажите о тех решениях, к которым  вы пришли, прорабатывая эту ситуацию.
Формат четвертый: «Экспертная оценка» — напишите о каком — либо явлении (методике, инновации,книге, программе,проекте и др.) и дайте свою экспертную оценку, проанализируйте, поразмышляйте, сообщите полезную информацию или дайте практическую рекомендацию.
Формат пятый: «Практические рекомендации» — пошагово опишите одну или несколько методик, которые дают полную картину действий в проблемной ситуации актуальной для ваших читателей.
Именно в приведенных выше форматах следует научиться писать статьи в первую очередь, т.к. они наиболее популярны и  востребованы.  Кроме того именно практическая наполненность интересует редакторов газет, мультипорталов, журналов. Поэтому вам легче будет ее опубликовать.
Если ваша цель написать статью для печатных изданий, то вначале проанализируйте тематику и стиль издания, ее целевую аудиторию. Напишите статью, которая бы была выдержана в стилистике издания. Если среди целевой аудитории журнала нет вашей целевой аудитории, не тратьте время и сил. Ищите подходящие издания и своих читателей. Публикуйте материал на своем сайте или на ресурсах организаторов акции.
II. Структура статьи
1. Выбор темы и анализ материала
Перед тем как начать писать следует определиться с темой статьи.
При выборе темы помните, одна статья раскрывает одну тему. Еще один важный аспект – тема должна быть интересная, знакомая и актуальная лично для вас. К тому же она должна быть ориентирована на вашу целевую аудиторию, т.е. на тех людей, кому это будет интересно и нужно.
Проведите предварительный анализ материалов.
1) Введите ключевые слова в поисковую систему в интернете. Это поможет найти статьи, посвященные этой теме. Эти источники информации позволят вам ознакомиться с разными подходами к теме.
2) Прочитайте как можно больше разных статей на эту тему. Почитайте книги, статьи в журналах, интервью, в также ознакомьтесь с интернет источниками, включая новости, блоги и базы данных.
Подумайте, как можно посмотреть на тему под новым углом. Выбрав и сузив тему, решите, что сделает вашу статью уникальной. Если вы пишете о чем-то, о чем также пишут другие люди, постарайтесь создать уникальную работу с точки зрения подхода к теме. Вы должны добавить к теме что-то новое, а не просто написать то же, о чем писали другие.
Не допускайте плагиата. Изучая различные источники информации, внимательно следите за тем, как вы формулируете свои мысли. Иногда люди просто вставляют текст цитаты в свой документ и рискуют перепутать свои слова с цитируемыми словами. Внимательно следите за тем, чтобы не присвоить себе чужой текст.
1) Не копируйте и не вставляйте текст целиком из другого источника.
2) Перефразируйте мысль и поставьте ссылку на источник.
2.Составление плана статьи
Вам нужно написать план, по которому будет строиться статья. Бывает так, что человек пытается писать, руководствуясь одной лишь темой, не выстраивая общую концепцию статьи. Обычно это приводит к краху и лишней трате сил.
Следует прописать план. Он должен быть довольно простым:
1) заголовок
2) вступление (кратко раскрывает основную мысль текста),
3) основная часть, состоящая из нескольких рекомендаций или тезисов,
4) заключение (выводы, подведение итогов).
Пример плана для статьи:
Заголовок Как правильно написать статью
Вступление
Умение правильно и быстро писать статьи – важный навык. Он может стать хорошим помощником популяризации вашей деятельности и проекта.
План поможет вам понять, где вам нужно больше сведений.
1) Можно использовать систему пяти абзацев .  В этой практике один абзац занимает введение, три — основной текст, один — заключение. Когда начнете заполнять эту схему текстом, вы, возможно, поймете, что вам тесно в этих рамках.
2) Эта практика не подходит некоторым типам статей. К примеру, если вы описываете биографию какого-нибудь человека, вам лучше выбрать другой формат.
Правила Заголовка
Заголовок это фраза, обозначающая проблему, которую предлагает проанализировать автор. Заголовок статьи должен быть кратким и ясным, привлекать внимание, вызывать интерес.
Не стоит очень оригинальничать, но и не нужно скатываться на банальности. Заголовок статьи должен заинтересовать, разжечь любопытство читателей, пробудить желание узнать, что будет дальше.
Существуют правила хорошего заголовка:
1)Важно что бы заголовок обращал на себя внимание, «цеплял».
2)Важно пробудить любопытство и мотивировать к прочтению статьи.
Внимание: привлекают чаще те статьи, названия которых содержат намек, надежду на удовлетворение потребности, либо на решение проблемы. Если в названии «раскрыть все карты», то ее прочтение уже не будет столь интересным и нужным. Ваша задача дать намек, заинтриговать, вдохновить на прочтение статьи. Заголовок не просит и не предлагает, он манит и заявляет.
1)Заголовок должен читаться с помощью одного взгляда. Между длинным и коротким названием, выберите второй.
2)Используйте слова, понятные и часто используемые той целевой аудиторией, для которой написана статья.
3)Используйте в названии ключевое слово, т.е. то слово, которое связанно с  темой акции, описанной в статье.
4)Слишком много хорошего – плохо. Не стоит добавлять эмоциональности заголовку (да и статье) восклицательными и вопросительными знаками, писать заголовок заглавными буквами.
5)Если вы пишете для печатного издания, будьте готовы к тому, что ваше название могут поменять на другое.
6)Используйте работающие шаблоны названий статей:
«Как… » Достаточно распространенное начало, и весьма успешное. Это прямое указание на проблему и путь ее решения.
7) «Как провести урок мужества  интересно»
8) «Как оформить выставку «Имя героя»
«Краткое руководство по организации и проведению акции «Имя героя». Сейчас общество любит концентрированные знания без лишней воды, и предложение краткого руководства по чему угодно, будет весьма востребовано.
«Краткое руководство по созданию блога «Имя героя».
«Метод / методика …» Придаст статье образ научности и / или практичности. Можно  добавить эпитеты.
1) « Эффективная методика проведения мастер-класса по организации экскурсий по экспозициям  «Имя героя» в школьном музее».
2) «Лучшие методики по организации встреч в участниками акции «Имя героя» на классных часах.
«Быстрый способ /как быстро подготовить презентацию по поисково-исследовательской работе»Имя героя»
«Как быстро и качественно написать статью»
«Простой способ / простое решение…» Данный шаблон тоже работает. Простые решения всегда нужны.
1) «Простой способ проверки знаний на уроках мужества » 2) «Простой способ обучения методике исследовательской   работы по теме «Имя героя»
«Создайте…» Этот шаблон — обращение к эмоциям и творчеству читателей.
1) «Создайте свой блог (сайт, группу)»
«Теперь вы можете…» Т.е. благодаря этой статье вы достигните, сумеете сделать то, что вам так нужно.
1) «Теперь вы можете написать статью»
2) «Теперь вы можете создать проект »
«Лучший, достоверный, эффективный, уникальный и т.д.» Эти слова всегда привлекают внимание.
1) «Уникальный курс по проведению исследовательской работы »
2) «Эффективный способ подачи материала на уроках краеведения»
«Что должен знать каждый…» Такой заголовок распаляет потребность проверить свою компетенцию в том или ином вопросе. 1) «Это должен знать каждый  педагог (ученик)»
«Цифры». Статьи пользуются большим успехом, если в заголовке есть цифры. Для названий хорошо подходят – 5, 7, 15, 100, 101 и др. Часто цифры сочетаются с другими шаблонами.
1) «7 золотых правил написания хорошей статьи» 2) «5 простых методик обучения »
«Секреты». Здесь срабатывает врожденное человеческое любопытство и любознательность. Данный шаблон хорошо работает в сочетании с цифрами.
1) «Секреты успешного обучения проведения экскурсии»
2) «7 секретов создания своего сайта».
Это далеко не все существующие шаблоны для заголовков.

И все же это отнюдь не значит, что все названия ваших статей должны начинаться или содержать в себе шаблоны. Экспериментируйте, действуйте, ищите собственный стиль. К тому же «мода» на названия изменчива, будьте в курсе, придумывайте свое.
✓Как написать вступление к статье
Вступление это один абзац текста, который подробно раскрывает проблему, поставленную автором, и обозначает ее важность для читателя.Оно должно мягко подводить читателя к основной теме.
Во вступлении можно прописать:
1) Для чего пишете статью? Для кого Вы пишите статью? Краткое изложение проблемы. Исследование проблем, вопросов.
2) Популяризация, тиражирование своего опыта.
3) Желание повлиять на ситуацию,способствовать решению проблемы
Вступление не предполагает изложение сути статьи. Первые строки материала должны вызвать у читателя желание дочитать статью до конца. Модно для этого попробовать удивить читателя нестандартным мышлением и оригинальным вступлением.
2.5. Основная часть статьи
Основная часть статьи это 90 % всего материала. Изложение собранных и проанализированных материалов.
1) Описание сути проблемы.
2) Описание методики исследования этой проблемы.
3) Оценка точности полученных результатов и их объяснение.
4) Если есть отрицательный результат, то его описать и наметить пути устранения отрицательного результата.
Не стоит думать, что читатель знает о теме столько же, сколько и вы. Подумайте, какая информация пригодится читателю, чтобы лучше понять тему.
Здесь можно привести несколько важных практических рекомендаций или разъяснить основные понятия данной темы. В описании тезисов должна быть конкретика, полезная и ценная информация.
Хорошим дополнением будут истории или притчи, интересные факты, а так же ваш собственный опыт и взгляд на поднимаемый в статье вопрос. Хорошо, если вы наполните текст эпитетами, это добавит эмоциональности в сухие факты. В основной части вам нужно указать ответы на поставленные во введении вопросы.
Старайтесь уложиться в 1-2 страницы печатного текста (кегль 12-14). При этом помните, что вы пишете не просто статью, а статью для определенной целевой аудитории, точнее для человека, которому важна эта тема. Помнить об этом нужно для того, что бы ваш текст был   понятным , тогда вы сможете выстроить доверительные отношения со своими читателями, а материал откликнуться  и побудить его присоединиться и попробовать себя в этой интересной поисково-исследовательской работе.
Главное в основной части – полностью передать информацию по проблеме. И не бойтесь создавать статьи, основанные на личном опыте.
Дозируйте сложную для понимания информацию. Для объяснения сложных и почти абстрактных ситуаций используйте простые и конкретные примеры из жизни, из своей практики, опыта.
Содержание статьи должно быть грамотным, а изложение – плавным, чтобы текст выглядел единым целым, а не набором оторванных друг от друга мыслей. Связывайте новые мысли между собой с помощью специальных конструкций, чтобы текст читался как одно целое. Начинайте каждый новый абзац фразой, которая соединяла бы его с предыдущей мыслью.(Пример слов-связок:можно использовать слова вроде «однако», «важно отметить, что…» или «следует помнить, что…, во-первых,кроме того,наконец,затем,вновь,далее,более того,вместе с тем,в добавление к вышесказанному,в уточнение к вышесказанному,также,в то же время,вместе с тем,подобным образом,следовательно, отсюда следует,таким образом,между тем,тем не менее,с другой стороны,в целом,подводя итоги,в заключение,итак).
Однако не следует злоупотреблять вводными фразами начинать с них каждое предложение!
Помните о темпе повествования, следите за тем, чтобы все факты, все примеры и все цитаты вытекали друг из друга. Читатель должен понимать, что если ружье висит на сцене, оно обязательно выстрелит, и что если вы что-то пишете, то лишь потому, что это помогает понять всю тему.
Подведите статью к заключению, которое бы побуждало к действиям.
2.6. Как писать заключение
Заключение  это один абзац с вашими выводами, это итог, обобщение сказанного, завершение текста. Заключительная часть должна быть краткой, но емкой, органически связанной с предыдущим текстом. В нем может быть выражено личное отношение пишущего к проблеме. Оно излагается корректно, без чрезмерных восторженных оценок, имеет четко выраженный определенный смысл.Здесь вы подводите итоги, акцентируя внимание на положительном результате, а так же на то, что информация, приведенная в основной части поможет справиться с проблемой.
Заключение произведет более сильное впечатление, если в нем будет содержаться небольшой пример, который подведет читателя к новым выводам. Заключение должно направлять читателя, удовлетворяя его стремление к знаниям.
2.7.  Составление списка литературы
Список литературы  –это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).
Ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами:
1) в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал);
2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным;
3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы. В целом, литературное оформление материалов исследования следует рассматривать весьма ответственным делом.

Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003  «Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Общие требования и правила составления»
III. Подготовка статьи к печати
3.1. Оформление текста
При написании статьи следует соблюдать определенные правила к оформлению текста статьи:
1) Разбить текст на абзацы.
2) Можно изменять шрифт в абзацах.
3) Можно писать заголовки к абзацам.
4) Делать ссылки, сноски на источники, если употребляете выдержки из авторского текста.
5) Передавать авторский текст своими словами, излагая его по-своему.
6) Включать в текст фотографии, рисунки, другое.
7) Язык статьи должен быть простой, понятный, лаконичный.
8) Термины и аббревиатуры должны быть общеупотребительными и расшифровываться.
9) Реже используйте скобки, выделение шрифта.
10) Избегайте сокращений в тексте и в заголовках.
11) Не употребляйте глаголы условного наклонения (бы) без необходимости.
12) Не употребляйте слова, обозначающие время: сейчас, затем, позднее и другие.
13) Не употребляйте наречия для обозначения шкалы ценностей:
(фактически новый, сравнительно молодой, очень красивый и другое).
14) Употребляйте только ясные и недвусмысленные термины.
15) Не употребляйте многозначные слова.
16) Делайте ссылки на другого автора, книгу.
17) Не меняйте в предложениях статьи лицо, от имени которого ведется изложение.
18) Реже используйте цитаты, не используйте их, чтобы повторить то, что уже было сказано.
19) Все фразы должны либо сообщать новую информацию, либо продвигать повествование дальше. Если какая-то фраза статьи не выполняет эту функцию, то вычеркните ее.
20) Не употребляйте сложные синтаксические конструкции, замените их простыми предложениями, осложненными причастным, деепричастным оборотами или с однородными членами предложения.
21) Следите за грамотностью! Перед сдачей в печать проверьте текст на наличие орфографических, пунктуационных и речевых ошибок! Следует помнить, что оформление текста всей статьи должно быть идентичным, если в нумерации пунктов вы ставите цифру «1)» то вся нумерация должна соответствовать заявленному формату.Не рекомендуется в одной статье использовать разный формат нумерации
(черточки, галочки, кружочки и т.д.),  выбирайте что то одно.
Грамотное написание статьи – залог успеха Вашей профессиональной деятельности!
3.2. Отредактируйте статью
Выделите время на редактирование и проверку статьи. Если у вас есть свободное время, отложите статью на 1-2 дня. Это позволит вам отвлечься от нее, и после вы вернетесь к работе со свежей головой.
1) Заново проанализируйте основную мысль, которую вы хотите донести, или ключевой довод. Все ли в вашей статье подтверждает правильность этой мысли? Есть ли в тексте абзац, который выбивается по смыслу? Если есть, его следует выбросить или переделать так, чтобы он соответствовал вашей точке зрения.
2) Избавьтесь от противоречивых данных.
3) Перепишите отдельные фрагменты или всю статью целиком, если потребуется. Писатели нередко так поступают, поэтому не думайте, что вы что-то делаете не так.
3.3. Проверьте текст на наличие грамматических ошибок
Чтобы статья получилась серьезной, в ней не должно быть никаких грамматических ошибок.
Бывает полезно распечатать копию статьи. В распечатанном варианте прочитайте статью еще раз, карандашом или ручкой и выделите все ошибки, затем вернитесь к электронной версии документа и исправьте их на компьютере.
Прочитайте статью вслух, нередко грамматические или логические ошибки обнаруживаются на этом этапе. Это позволит вам самостоятельно поправить статью.
Это тоже важно. Правила цитирования
Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу следует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов.
При цитировании текста ссылка на источник обязательна

✓Правила оформления списка использованных источников
и библиографических ссылок
Библиографический список– составная часть библиографического аппарата, который содержит библиографическое описание использованных источников и помещается в конце методической разработки.
Рекомендуются следующие варианты заглавия списка:
• список использованной литературы;
• список использованных источников и литературы;

• библиографический список.
✓ Удачи вам в проведении исследовательской работы и достойном представлении результатов в материалах представителей вашей команды и. итоговой статье-отчете.

✓ Для тех педагогов, кому интересней и проще обучаться на тренингах и мастер-классах, чем по методическим рекомендациям у нас есть другое предложение. С 1-30 октября,  отдел туризма и краеведения совместно с МРЦ приморского регионального отделения общероссийской ЛЮЖ  проводит консультации, тренинги и мастер-классы по журналистике, издательскому делу.  Включайтесь! Запись: 765410@mail.ru ,89084634911.