Выпуск 1.  Л.С.Никитченко, педагог дополнительного образования МАУ ДО  «ВГ ДДТ» Из истории тренингов.

Для педагогов дополнительного образования  Основные понятия: тренинг, тренер, психологический тренинг, история тренинга, активные формы работы, классификация спт, методы групповой работы.                                          Цель: кратко познакомить с историей тренинга, с понятием тренинг, как формы групповой работы.
1. Понятие, задачи и виды психологического тренинга.
Понятие: «Психологический тренинг»
Психологический тренинг – это форма группового обучения, сочетающая краткую теоретическую подготовку и формирование практических умений за короткий срок в определенной сфере жизни человека, обычно направленная на достижение разнообразных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы, организации, в идеале самого главного – личного благополучия и удовлетворенности.
Психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.
Задачи:
• Отработка моделей поведения в различных ситуациях взаимодействия с клиентами и внутри коллектива.
• Формирование общего видения и сплочение коллектива.
• Улучшение межличностных отношений в среде участников, отношений с партнерами.
• Повышение успешности в профессиональных и личностных контактах.
• Осознанное отношение к процессу и этапам контакта с партнерами.
• Сенсибилизация навыков восприятия
• Углубление ответственности за самого себя
• Разрушение ролевых стереотипов
• Развитие способности открыто выражать свои чувства
• Принятие себя
• Принятие других
• Совершенствование навыков контакта и сотрудничества с другими
• Развитие межличностной открытости
Виды:
• Тренинг умений: направлен на формирование и отработку определенных     умений и навыков, помогающих человеку лучше и эффективнее справляться с поставленными перед ним задачами как в собственной, так и в профессиональной жизни .
• Психотерапевтический тренинг: (правильнее психотерапевтическая группа) – направлен на изменение отношения к самому себе, своим особенностям, осознание и принятие их, поиск и формирование своих новых качеств, ресурсов и возможностей.
• Социально-психологический тренинг: направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
• Тренинги телесной ориентации
• Тренинг самосовершенствования
• Тренинги личностного роста
• Коммуникативные тренинги
2. История возникновения и развития психологического тренинга.
До начала ХХ века поведение людей в группах и способность групп оказывать психологическое и лечебное воздействие систематически не изучались. Были известны отдельные случаи использования групп для лечения больных туберкулезом (Дж. Пратт- 30-е годы), неврозами (Фрейд и его ученики- 30-е годы).
Я.Морено в 1932 году ввел термин групповая психотерапия, работая над методами социометрии и психодрамы.
Первые группы социально-психологического тренинга были проведены в у 1946 год К.Левиным и его коллегами, заметившими, что участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживаний.
В 50-60-е годы наблюдается растущий интерес психологов и психотерапевтов к работе с группами (К.Роджерс, Ф.Перлз, А.Эллис и др.), и интерес этот был обусловлен успехами психокоррекционной работы в группах, явными преимуществами групповой терапии.
Начало 1970-х годов было ознаменовано «бумом» групповой работы. Привыкшим к обычному обучению (докладам, дискуссиям, лекциям и академическим семинарам) психологам открылся новый мир.
Вскоре появились новые методы работы с группой – гештальт, транзактный анализ, психодрама и многое другое.. В те годы впервые появилась возможность массовой психологической работы, в основном благодаря тому, что был сформулирован лозунг групповой психологической работы, который представлялся привлекательным и практичным. Этот лозунг звучал так: «Становись взрослым и сотрудничай с другими!». Первое поколение ведущих приобрело свой собственный опыт – опыт участников групп,
1980-е годы прошли под знаком практического применения изученного,
1990-е создали новое направление групповой работы – работа в организациях и в бизнесе
3. Принципы работы психологических групп.
• принцип активности предполагает не только усвоение знаний и приемов, а самостоятельную выработку эффективных навыков профессионального общения;
• принцип обратной связи, на котором строится приобретение нового перцептивного, эмоционального и когнитивного опыта;
• нацеленность на актуализацию ресурсов участников группы;
• принцип «здесь и теперь» – в тренинге акцент делается на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации, происходящей непосредственно на занятиях.
• принцип доброжелательности и опора на позитив обеспечивает формирование атмосферы психологической безопасности и принятия, открытости в общении между участниками;
• принцип опоры на индивидуальный и организационный опыт участников.
4. Классификация социально-психологических тренингов
Социально-психологический тренинг общения — вид социально-психологического тренинга, связанный с развитием в процессе групповой работы знаний, навыков, умений и установок, определяющих поведение в общении, коммуникативной компетентности и способностей человека.
К частным формам социально-психологического тренинга общения относят:
• тренинг сензитивности;
• тренинг делового общения;
• социально-ролевой тренинг.
5. Преимущества групповой формы психологической работы.
• Групповой опыт противодействует отчуждению человека, помогает решению межличностных проблем участников группы. В группе человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих людей подобное открытие оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
• В группе существует возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни не все люди могут получить искреннюю обратную связь без оценки со стороны других людей, отлично понимающих сущность их переживаний, поскольку сами они переживают то же самое.
• В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. В реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания. Тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям.
• В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Возникающие в результате этого сопереживание, эмпатия, симпатия, интерес к другому, привязанность способствуют личностному росту и развитию самосознания участников тренинга.
• Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. Этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе. Создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе играет конструктивную роль, активизируя групповые процессы. Задача ведущего — не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе.
• Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Только в группе, через других людей, эти процессы возможны в полной мере. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
6. Соотношение понятий «групповой тренинг», «групповая психотерапия» и «групповая психокоррекция».
Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов. Групповая психотерапия, психокоррекционные группы и т.д.
Границы, области применения терминов весьма размыты. Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному.
Чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием. Все же, по-видимому, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы».
В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько  лет назад. Расширение  границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением  диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении).
Нам представляется, что в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой  психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.
7. Самовосприятие личности в процессе активного социально-психологического обучения
Самовосприятие – психическое новообразование, отражающее отношение человека к самому себе. Это предполагает не только оценку человеком своих способностей, достоинств и недостатков, но и определение места в жизни, труде, семье, межличностных отношениях. Самовосприятие – элемент самосознания, видение человеком самого себя. От самовосприятия (адекватное или неадекватное) зависит самопринятие, самооценка, поведение и отношение к другим людям, успех в жизни.
Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям.
• Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком.
Мы часто используем другого человека в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа своих личностных особенностей. В этом случае мы смотрим на себя как бы со стороны, соотносим свои поступки с поведением другого человека, про себя спрашивая: «А я так смог бы?» или утверждая: «А я могу лучше, выше, больше и так далее».
• Восприятие себя через восприятие себя другими людьми.
Мы используем информацию, передаваемую нам окружающими. В данном случае функционирует так называемый механизм «обратной связи», когда мы узнаем, что же о нас думают другие люди.
В процессе активного социально-психологического обучения, в частности, во время тренинга, постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение членов группы о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт. Причем эта информация может быть легко проверена прямым вопросом: «А как ты относишься к моим словам?» или «Что ты думаешь о моем поступке? Участники должны быть готовы к действенной и эффективной обратной связи. Это суть тренинга.
• Восприятие себя через результаты собственной деятельности.
Мы сами вправе оценивать то, что сделали. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешать этому процессу. Прежде всего, он влияет на самооценку, что особенно важно доя формирующейся личности школьника. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.
• Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний. Мы в состоянии осмысливать, проговаривать, обсуждать с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий активного социально-психологического обучения. Наиболее ярко проникновение в свое «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира проявляется в тренинге. Подавляющее большинство тренинговых этюдов, упражнений и процедур направлены именно на решение этой задачи – понять себя, свое «Я».
• Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика.
Мы принимаем свое тело, свое физическое «Я» как то, что у нас есть от рождения. В этом случае мы можем радоваться, глядя в зеркало; «Как здорово, что у меня такой нос (рот, уши, глаза и т. д.)», и, огорчаться, спрашивая себя: «Почему у меня такой нос (рот, уши, глаза и т. д.)?»
В процессе активного социально-психологического обучения, в частности, в ходе тренинга, участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и, приняв его, развивать себя и свои возможности.
8. Специфические черты и основные парадигмы тренинга
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
• соблюдение ряда принципов групповой работы;
• нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
• наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
• определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
• акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
• применение активных методов групповой работы;
• объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
• атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы.
• «Дрессировщик» полностью берет ответственность на себя за из-менения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов.
• «Тренер» делегирует «тренируемым» только малую часть ответ-ственности и занимается «натаскиванием» для развития необходи-мых умений и навыков.
• «Учитель» способен осуществлять сотруд-ничество с участниками, однако занимает обычно позицию «сверху» и не рискует полностью отдавать членам группы ответствен-ность за них.
• «Ведущий» берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.
9. Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России.
Элементы методов, получивших впоследствии наименование тренинговых, активно использовались в нашей стране еще в двадцатые-тридцатые годы. Речь идет прежде всего о своеобразном «психотехническом буме» первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов.
Другим направлением, реализовывавшим групповые методы в социальной практике, выступила педология, претендовавшая на роль «метапсихологии». Педологические лаборатории и секции вполне в духе времени пытались разрабатывать методы и приемы развития школьных коллективов в соответствии с целями коммунистического воспитания.
Многие воспитательные системы тех лет буквально пестрят примерами психотехнологий, оказавшихся впоследствии востребованными (правда, в несколько иной форме) в психологических тренингах. Яркой иллюстрацией сказанного служит целый ряд методик, применявшихся в групповой работе с беспризорниками А. С. Макаренко. (Анализ разработанной значительно позже «коммунарской методики» позволяет легко вычленить и в ней элементы группового тренинга.)
Долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы групповой работы с целью психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег. Впрочем, в советской педагогике разрабатывались формы группового воздействия (например, В. А. Сухомлинский и другие педагоги).
Групповые методы нашли свое применение в психотерапии. У нас в стране наиболее разработанной является патогенетическая психотерапия неврозов, в основе которой лежат принципы психологии отношений В. Н. Мясищева (С. С. Либих, Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский, А. М. Свядощ, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др.).
В следующем выпуске «Психофизический тренинг по системе К.С Станиславского
Список литературы
1.   Зайцева Т. «Теория   психологического тренинга». Речь, «Смысл», 2002
2..  Захаров В.П. «Практические рекомендации
3. .  Захаров В.П., Хрящева Н.Ю.                                  4.    Фопель К. «Технология ведения тренинга. Теория и практика», М: Генезис, 2001 «Социально-психологический тренинг: учебное пособие». Л., изд. ЛГУ,1989
21,1995                                                                     Список литературы для самообразования педагогов-психологов .            1.Марасано.  Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск,1987
2.  Игры-обучение тренинг, досуг / под ред. Петрусинского В.В./ (книги1-5). М., «Новая школа»,1994
3.  Исурина И.Г.«Групповая динамика в тренинговых группах //журнал практического психолога.1998.№1. С.31-44
4.  Кларин М.В. «Корпоративный тренинг от А до Я». М., «Дело»,2000
5.  Козлов Н. «Лучшие психологические игры и упражнения». Екатеринбург,1997                6.  Козлов Н.И. «Формула личности». СПб, Питер,1999
7.. Козлов Н.Н. «Лучшие психологические игры и упражнения». Екатеринбург,1997
8.  Костина Г.Д., Пискунова Н.Н. «Сборник деловых игр по курсу «Организационное поведение». М.,1998
9.  Кристофер Э., Смит Л. «Тренинг лидерства». СПб: «Питер»,2001
10.  Кроль Л., Михайлова Е. «Человек-оркестр: микроструктура общения». М., Класс,1993
11.  Кроль Л., Михайлова Е. «Тренинг тренеров: как закалялась сталь». М., 2002
12.  Кроль Л., Михайлова Е.«О том, что в зеркалах: очерки групповой психотерапии и тренинга». М.,Класс, 1999
13.  Лушпаева Е.В.«Динамика рефлексивных процессов в социально-психологическом тренинге:проблема децентрации » //Вестник московского университета. Сер.14, Психология.1984. №4. С.70-72
14.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». СПБ,2000
15.  Макаров Ю.В., Исаков В.В. «Тренинг как объект психологического анализа». СПб, 1996
16.  Макшанов И.С.«Принцип психологического тренинга» //Журнал практического психолога.1999. №3. С.13-38
17.  Макшанов С.И. «Психология тренинга». СПб,1997
18.  Марасанов Г.И. «Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге». Киров Г.И. «Социально-психологический тренинг». М., 1998
19.  Мастеров Б.М. «Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности». Рига-Москва,1997
20.  Микалко Майкл «Тренинг интуиции». Питер,2001
21..  Миккин Х. «Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей»// Человек, общение и живая среда. — Таллин,1986
22.  Моргенстерн Д. «Тайм менеджмент». М., Добрая книга,2001
23.  Немиринский О.В. «Личностный рост в терапевтической группе». М.,Смысл,1999
24.  Немиринский О.В.«Терапевтическая роль групповой динамики»// Московский психотерапевтический журнал.-1993. №3
25.  Никольская Н.И. «Опыт проведения ролевых игр в процессе подготовки профконсультантов службы занятости» //Психол. Журнал.1998. №2. Т.19. С. 97-105
26.  Организация и проведение тренинга: Учебное пособие. Л.,1991
27.  Петровская Л.А. «Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг».   М., 1989
28.  Петровская Л.А. «Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга». МГУ,1992
29.  Петрушин С.В. «Психологический тренинг в многочисленной группе». М., 2000
30.  Петрушин С.В. «Психологический тренинг в многочисленной группе». М., Деловая книга,2000
31.  Платов В.Я. «Деловые игры: разработка, организация, проведение». М.,1990
32.  Под ред. Зинкевич- Евстигнеевой Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии».СПБ,2000
33.  Под ред. Трошихиной Е.Г. «Тренинг развития жизненных целей». СПБ,2001
34.  Под ред. Хрящевой Н.Ю. «Психогимнастика в тренинге». СПБ, Институт тренинга, 1999.
35.  Прутченков А.С. «Тренинг коммуникативных умений».М., 1993
36.  Прутченков А.С. «Школа жизни». Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 2000
37.  Пряжников Н.С. «Игровой метод в профориентации». Пермь,1989
38.  Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения». М.,- Воронеж,1997
39  Рудестам К. «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика». М., Прогресс,1993
40.  Рэйс Фил, Смит Бренда «500 лучших советов тренеру». Питер,2001
41.  Сартан Г. «Психотренинги для учителей и старшеклассников». М., 1992
42. Сидоренко Е. «Мотивационный тренинг». СПб, Речь,2001
43.  Сидоренко Е.В. «Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с людьми». Методические описания и комментарии. СПб, 1992
44.  Ситников А.П. «Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии». М., Технологическая школа бизнеса,1996
45.  Смит Г. «Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сензитивности». СПб. Речь,2001
46. Смит Мануэль Дж. «Тренинг уверенности в себе» СПБ, ИК «Комплект».                                47.Смит Р. «Групповая работа с детьми и подростками». М., «Генезис»,1999
48.  Солдатова Г.У.и др. Жить в мире с собой и другими». М., «Генезис»,2000.                      49.  Соснин В.А., Лунев П.А. «Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг». М., 1993
50.  Составители Кроль Л., Пуртова Е. «Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг». М., «Класс», 2002 51.  Социально-психологический тренинг: Методические указания. СПб, 1997
52.  Стюарт Дж. «Тренинг организационных изменений». СПб, Питер, 2001
53.  Тарасов В.К. «Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров». Л., Машиностроение,1989                                                                     54.Тобиас Л. «Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста». М., Класс,1997
55.  Торн К., Маккей Д. «Тренинг. Настольная книга тренера». СПб, Питер, 2001
56.  Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?». М.: Генезис,1998-1999 (серия из 4 книг)
57..  Фопель К. «Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего ». Москва, Генезис, 1999
58.  Фопель К. «Создание команды». М., Генезис,2002
59..  Фопель К. «Толерантность и сплоченность в группе». М., Генезис,2002
60.  Фопель К. «Энергия паузы». М.: Генезис,2001
61.  Хофф Р. «Я вижу вас голыми: как подготовиться к презентации и с блеском ее провести». М., Класс, 1996.                                         62. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. «Психотренинг: игры и упражнения». М., Класс,1999             63.Биркенбиль В.Ф. Искусство задавать вопросы: тренинг для успешного ведения переговоров. – М.: Интерэксперт, 2005. – 186с.
64.  Ялом И. «Теория и практика групповой психотерапии». Питер,2000
65.  Гиппиус С. Гимнастика чувств. Секреты развития психики — СПб.: Прайм
66.Пузиков, Василий Григорьевич.
Технология ведения тренинга [Текст] / В. Г. 67. Пузиков. — СПб. : «Речь», 2007. — 224 с. : ил. — Библиогр.: с. 212 . — ISBN 5-9268-0336-5 : 109.30 р.
ББК 88.5
67. Пузиков, В. Г.
Технология тренинга продаж [Текст] / В. Г. 69. Пузиков. — СПб. : «Речь», 2008. — 256 с. — Библиогр.: с. 250 . — ISBN 5-9268-0567-8 (в пер.) : 114.60 р.
68. Шакирова, И. Э.
Тренинги для персонала [Текст] : Корпоративные стандарты обучения и оценки / И. Э. Шакирова. — СПб. : Речь, 2008. — 138, [6] с. : ил. — (Психологический тренинг). — ISBN 5-9268-0699-2 : 132.88 р.
69. Осетрова, Н. В.
Тренинг развития управленческих навыков [Текст] / Н. В. Осетрова, О. А. Сурикова. — М. : 72. Тершина, 2009. — 185, [7] с. : ил. — Библиогр.: с. 163. — ISBN 978-5-9626-0542-5 (в пер.) : 325.82 р.
70. Томек, В. Г.
Тренинг уверенности в межличностных отношениях [Текст] / В. Г. Ромек. — СПб. : Речь, 2008. — 174 с. : ил. — Библиогр.: с. 173-174. — ISBN 5-9268-0116-8 : 79.42 р.
71. Кипнис, М.
Тренинг лидерства [Текст] / М. Кипнис. — 3-е изд., доп. — М. : Ось-89, 2008. — 143 с. : ил. — (Действенный тренинг). — Библиогр.: с. 142. — ISBN 978-5-98534-845-3 : 105.93 р.
72.Кипнис, М.
Тренинг семейных отношений [Текст] / М. 73.Кипнис. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Ось-89, 2008. — (Действенный тренинг).
Ч. 2. — 143 с. : ил. — Библиогр.: с. 140-141. — ISBN 978-5-98534-797-5 : 105.93
74. Авидон, И.
Тренинги взаимодействия в конфликте [Текст] : Материалы для подготовки и проведения / И.    75. Авидон, О. Гончукова. — СПб. : Речь, 2008. — 190, [2] с. : ил. — (Психологический тренинг). — Библиогр.: с. 190-191. — ISBN 5-9268-0712-3 : 141.24 р.                                                                           ЭТО ИНТЕРЕСНО
18 программ тренингов [Текст] : руководство для профессионалов / ред. В. А. Чикер. — СПб. : Речь, 2008. — 368 с. : ил. — (Психологический тренинг). — ISBN 5-9268-0568-6 (в пер.) : 315.70 р.
Практикум по устной речи [Текст] / С.-Петерб. гос. ун-т . — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. — 72, [2] с. — Библиогр.: с. 71-72. — 80.00 р.
Саркисян, Б. С.
Эффективный тренинг продаж [Текст] / Б. С. Саркисян. — СПб. [и др.] : Питер, 2007. — 232, [8] с. : ил. — (Продажи на 100%). — Библиогр.: с. 233. — ISBN 978-5-91180-072-7 (в пер.) : 212.80 р.
Пугачев, В. П.
Руководство персоналом. Кадровая диагностика, конкретные ситуации, тренинг + CD [Текст] : учеб. пособие : рекомендовано М-вом образования / В. П. Пугачев . — М. : Аспект Пресс, 2006. — 316 с. эл. опт. диск. — ISBN 5-7567-0439-6 (в пер.) : 292.25 р.
Вачков, И. В.
Основы технологии группового тренинга [Текст] : учебное пособие / Игорь Викторович Вачков ; рец.: Н. Е. Веракса, И. Б. Гриншпун. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Ось-89, 2003. — 224 с. — Библиогр.: с. 215. — ISBN 5-86894-318-X : 87.01 р.
Королева, Н. И.
Клиентоориентированные технологии как показатель коммуникативной компетентности в сервисной деятельности [Текст] : монография / Н. И. Королева ; С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. — СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010. — 171 с. — Библиогр.: с. 168-171. — ISBN 978-5-228-00345-3 : 86.00 р.
Панфилова, А. П.
Имидж делового человека [Текст] : учеб. пособие : допущено УМО / А. П. Панфилова ; С.-Петерб. ин-т внешнеэконом. связей, экономики и права. — СПб. : Изд-во ИВЭСЭП, 2007. — 488, [8] с. — Библиогр.: с. 482-486. — ISBN 978-5-7320-0974-3 (в пер.) : 222.60
Мартин, М.
Практика работы с персоналом [Текст] = Personnel Practice / М. Мартин, Т. Джексон. — М. : HIPPO, 2005. — 336 с. — ISBN 5-98293-070-9 : 1571.50 р.
Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2006. – 208с.
Аксенова Л.В. Масс-тренинг для всех. – М.: АСТ, 2006. – 157с.
Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. Тренинг развития жизненных целей. – СПб.: Речь, 2006. – 216с.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2006. – 272с.
Анурин В.Ф. Интеллектуальный тренинг. – М.: Академический проект, 2005. – 336с.
Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страха у детей: Тренинг. – М.: Издательство Института психотерапии, 2005. – 270с.
Ахмедов Т.И. Практическая медитация: основные правила, тренинги, метод. – М.: Эксмо, 2005. – 608с.
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251с.
Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004. – 400с.
Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
Баранова Г.В., Кобзева В.В. Посттренинговое сопровождение персонала. Тренинг закончен… Что дальше? – СПб.: Речь, 2003. – 128с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для школьников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125с.
Берендеева М. Лень – это полезно (Тренинг личного успеха). – М.: Эксмо, 2004. – 160с.
Берч П. Тренинг. – СПб.: Нева / Олма-пресс Инвест, 2003. – 160с.
Биик Дж. У. Тренинг преодоления социофобии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 240с.
Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. – М.: Фаир-Пресс, 2002. – 352с.
Бишоп С. Тренинг ассертивности. – СПб.: Питер, 2001. – 208с.
Бишоп С., Тэйлор Д. Тренинг изменений в организации. – СПб.: Питер, 2002. – 384с.
Блинов А.О., Невежин В.П., Василевская О.В. Тренинг персонала. – М.: КноРус, 2005. – 576с.
Богданович В.Н. Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга. – СПб.: Речь, 2006. – 224с.
Богданович В.Н. Когда надо сказать нет, чтобы жизнь сказала да! Книга – тренинг умения отказывать. – СПб.: Невский проспект, 2006. – 192с.
Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб.: Социально-психологический Центр, 1996. – 384с.
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 380с.
Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера: 10 продаваемых тренингов. – М.: Генезис, 2004. – 206с.
Бука Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 142с.
Буков П. Персональный тренинг + CD. Управление временем. – Изд-во: Обертон, 2005. – 80с.
Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2002. – 304с.
Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования: проведение и оценка мастер-классов; Как стать эффективным консультантом; 80 упражнений для развития навыков консультирования /пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.
Бурякова Е.С. Тренинг «эффективный рекрутер». – СПб.: Речь, 2004. – 180с.
Вагин И. Делай так, как я хочу! Тренинг психоподавления. – СПб.: Питер, 2002. – 192с.
Вагин И., Глущай А. Поднимись над толпой! Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2002. – 192с.
Вагин И., Рипинская П. Тренинги – это классно! Стратегия проведения психологических тренингов. – М.: АСТ, 2005. – 256с.
Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство. – СПб.: Светлячок, 2001. – 128с.
Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2003. – 176с.; 2006. – 174с.
Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. – СПб.: Речь, 2005. – 283с
Вачков И.В. Метафорический тренинг. – М.: Ось-89, 2006. – 144с.
Вачков И.В., Дерябко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе. – СПб.: Речь, 2004. – 272с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось-89, 2003. – 224с.
Вескер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 96с.
Винокур В.А. Уловки в споре. (Психологический тренинг). – СПб.: Речь, 2005. – 142с.
Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. – М.: Эксмо, 2002. – 272с.
Власов П.К. Тренинг партнерского общения: Методическое пособие. Игры и упражнения. – Харьков: ИПП Гуманитарный центр, 2005. – 22с.
Волков В.Б. Тренинг социальной активности. – СПб.: Речь, 2005. – 182с.
Гаррат Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. – СПб.: Питер, 2001. – 256с.
Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании. Руководство для тренеров. – М.: Вершина, 2006. – 350с.
Геращенко А., Геращенко Ж. Консультирование и тренинг: профессиональный подход. – М.: Институт эффективного тренинга, 2003.
Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 377с.
Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004. – 168с.
Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. – СПб.: Речь, 2003. – 64с.
Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. – СПб.: Речь, 2004. – 120с.
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 160с.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 256с.
Гуревич А.М. Ассессмент: принципы подготовки и проведения. – СПб.: Речь, 2005. – 235с.
Гюрс М., Новак К. Умение договариваться. Руководство для тренеров. – М.: Вершина, 2006. – 410с.
Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей. – М.: Добрая книга, 2005. – 288с.
Денисов А.В. Десять дней абсурда, или пробуждение сознания. Психологический тренинг. – СПб.: Весь, 2001. – 192с.
Дерманова И. Психологический практикум. Межличностные отношения. – СПб.: Речь, 2003. – 40с.
Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. – М.: Прогресс, 2001. – 248с.
Дитлс Р. НЛП: Навыки эффективной презентации. – СПб.: Питер, 2002. – 192с.
Евтихов О. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2004. – 256с.
Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативный тренинг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 250с.
Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Учебное пособие. – Л., 1983. – 103с.
Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики, 2004. – 223с.
Жуков Ю.М., Иванов М.А., Мастеров Б.М., Мельникова О.Т. Методы практической социальной психологии: Диагностика, консультирование, тренинг. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 255с.
Завьялова Ж.В. Работа с возражениями и сопротивлениями. – СПб.: Речь, 2004. – 96с.
Завьялова Ж.В. Путь тренера. – СПб.: Речь, 2003. – 240с.
Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. – СПб.: Речь / М.: Смысл, 2002. – 80с.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1990; Калининград, 1996.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Технология создания команды. – СПб.: Речь, 2004. – 224с.
Иванов Ю. Энциклопедия психотренинга: как управлять собой и влиять на других людей. – М.: Изд-во Диля, 2004. – 448с.
Иржанова Л.С. Победи стресс: тренинги и позитивное мышление. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 249с.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2005. – 160с.
Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс-тренинг. – СПб.: Питер, 2004. – 192с.
Кардел Ф.Д. Тренинг мужественности. Друг товарищу брат. – М.: НФ Класс, 2005. – 304с.
Касаткин С.Ф. Обаяние и властность. Тренинг жизненного успеха. – СПб.: Невский проспект, 2003. – 160с.
Касаткин С. Проницательность и личная сила. Тренинг жизненного успеха. – СПб.: Невский проспект, 2004. – 160с.
Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений: Практическое руководство /пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 224с.
Кермани К. Аутогенная тренировка. – М.: Эксмо, 2005. – 384с.
Кинякина О.Н. Superинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ. – М.: Эксмо, 2006. – 416с.
Кинякина О.Н. Superпамять. Интенсив-тренинг для развития памяти. – М.: Эксмо, 2006. – 416с.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004. – 128с.
Кипнис М. Тренинг креативности. – М.: Ось-89, 2006. – 128с.
Кипнис М. Тренинг лидерства. – М.: Ось-89, 2004. – 144с.
Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Часть 1. – М.: Ось-89, 2006. – 111с.
Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Часть 2. – М.: Ось-89, 2006. – 142с.
Кларин М.В. Корпоративный тренинг от «А» до «Я». – М.: Дело, 2002.
Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. – СПб.: Речь, 2005. – 76с.
Клюева Н.В., Свистунов М.А. Программы социально-психологического тренинга. – Ярославль, 1992.
Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. – М.: Экзамен, 2006. – 224с.
Коняхин А.В. Тренинг интеллектуальных способностей: задачи и упражнения. – СПб.: Питер, 2006. – 127с.
Коптельцова Г., Рот Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг. – М.: Юнити, 2006. – 223с.
Копытин А.И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. — 96с.
Копытин А.И. Тренинг по фототерапии: психологические функции фотографии; Фотография в арт-терапии: Техники, игры и упражнения. – СПб.: Речь, 2003. – 96с.
Кривцова С.В., Махаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. – М.: Генезис, 2004. – 182с.
Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М.: Генезис, 2004. – 288с.
Кристофер Э. Смит Л. Тренинг в рекруитменте. – СПб.: Питер, 2003. – 224с.
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001. – 320с.
Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Тренинг тренингов: как закалялась сталь. – М.: НФ Класс, 2004. – 192с.
Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006. – 101с.
Ларсон У.У. Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджеров. – М.: Олимп, 2004. – 208с.
Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление.- СПб.: Питер, 2005. – 336с.
Лебеденко Е.Н. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005. – 176с.
Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2006. – 208с.
Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 157с.
Левшинов А.А. Власть над судьбой. Тренинг ментальной части кармы. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 143с.
Левшинов А.А.Исцеление судьбы. Тренинг вербальной части кармы. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 189с.
Левшинов А.А. Как менять судьбу. Тренинг ментальной части кармы. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 157с.
Лем П. Superкреатив. Интенсив-тренинг для развития креативного мышления. – М.: Эксмо, 2006. – 384с.
Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 224с.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2004. – 256с.
Лоза И.В. Мастер влияния. Книга-тренинг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 208с.
Лойшен Ш. Психологический тренинг умений: Школа Вирджинии Сатир. – СПб.: Питер, 2001. – 160с.
Льюис К. Тренинг эффективного общения. – М.: Эксмо, 2002. – 224с.
Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь, 2005. – 176с.
Лютова Е.К., Монина Г.Е. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2001. – 190с.
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192с.
Макмахон Г.Тренинг уверенности в себе. – М.: Эксмо, 2003. – 208с.
Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Академический проект, 1997.
Мальханов И.А. Коммуникативный тренинг. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2006. – 159с.
Мамонтов С. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе. – СПб.: Питер, 2001. – 160с.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: Когито-центр, 2001. – 251с.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000. – 150с.
Ментс М. ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер, 2002. – 208с.
Микалко М. Тренинг интеллекта. – СПб.: Питер, 2001. – 192с.
Микалко М. Тренинг интуиции. – СПб.: Питер, 2001. – 160с.
Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Программы и структура поведения. Подробное описание модели Т-О-Т-Е. – М.: Центр НЛП-тренинга, 2000. – 228с.
Михненко П.А. Как я учился деловому общению: Практическое руководство по преодолению коммуникативных барьеров. – М.: НТ Пресс, 2005. — 248с.
Мещеряков В. Тренинг мозга.Действенный метод трансформации. – М.: Изд-во Диля, 2005. – 320с.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. – СПб.: Речь, 2005. – 224с.
Монина Г.Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Речь, 2005. – 200с.
Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2003. – 304с.
Никандров В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2003. – 176с.
Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. Теория и практика проведения. – М.: Ось-89, 2002. -176с.
О’ Коннор Дж. Теория и практика игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.
О`Лири Э. Лидерство: что нужно знать руководителю. 10-минутный тренинг для менеджера. – М.: Олимп, 2004. – 192с.
Орридж М. Как провести тренинг. – М.: ГИППО, 2002. – 144с.
Орридж М. 75 способов разнообразить ваш тренинг. Второй сборник подвижный игр и упражнений. – М.: ГИППО, 2003. – 170с.
Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2004. – 310с.
Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. – М.: Академия, 2006. – 336с.
Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.
Паркин М. Сказки для тренеров: Как использовать сказки, истории и метафоры в обучении сотрудников. – М.: Добрая книга, 2005. – 285с.
Парыгин Б.Д. Практикум по социально-психологическому тренингу. – М.: Изд-во Михайлова, 2000. – 352с.
Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. – СПб.: Питер, 1997. – 192с.
Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг. – СПб.: Питер, 2006. – 224с.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов /пер. с нем. – СПб.: Речь, 2001. – 288с.
Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 296с.
Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг. – СПб.: Речь, 2002. – 220с.
Петраков А.А., Разин А.А., Ишмуратов А.В., Соловьев Г.Е., Савруков Н.Т. Философия и психология действия. Интеллектуальный тренинг на основе философско-психологических формул-выписок. – СПб.: Политехника, 2001. – 268с.
Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. – СПб.: Речь, 2002. – 216с.
Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.
Петровская Л.А. Теоретические и психологические основы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 168с.
Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. Методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек. – М.: Академический проект, 2002. – 256с.
Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005. – 152с.
Порше Д., Нидерер Д. Стать тренером для всех и во всем: Как помочь людям преуспеть в бизнесе и жизни. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 288с.
Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192с.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М.: Эксмо, 2001. – 640с.
Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М.: Творческая педагогика, 1993.
Психогимнастика в тренинге: Тренинг партнерского общения; Развитие креативности…/под ред. Хрящевой Н.Ю. – СПб.: Речь, 2001. – 256с.
Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. Учебное пособие / сост. Митрофанова М., Бука Т. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 144с.
Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005. – 224с.
Равикович Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры.- М.: Генезис, 2003. – 112с.
Рай Л. Развитие навыков эффективного тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 208с.
Рамендик Д.М., Слаква С.П., Солонкина О.В. Психологический практикум. – М.: Академия, 2005. – 160с.
Рассел К., Картер Ф. Тренинг интеллекта. 20 тестов для проверки IQ. – М.: Эксмо, 2003. – 96с.
Рейс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. – СПб.: Питер, 2002. – 128с.
Родионов А.Ю. Интеллект-тренинг для всех возрастов: Тренировка памяти, скорочтение, изучение иностранных языков, математические способности. – СПб.: Питер, 2004. – 176с.