(вводная беседа по курсу актерского мастерства по программе «Актер в театре и кино», педагог Лидия Сергеевна Никитченко)

Добрый день!  Мы начинаем курс занятий по программе «Актер в театре и кино». Он будет состоять из истории актерского искусства в кино и театре. Вы  познакомитесь  с выдающимися русскими, советскими, российскими и зарубежными  актерами. Ежемесячно в нашем киноклубе  вы примете участие в  просмотре фильмов   и начнёте учиться анализировать работу актера. Активное участие наша команда примет в работе всероссийского жюри фестиваля детского кино и телевидения «Веселая ларга». Вы ежегодно посмотрите более 300 игровых фильмов, сделанных детьми из разных уголков России.  А ещё с октября вы сами начнёте  осваивать актерское мастерство и пробовать себя в теле- радиоспектаклях и фильмах по произведениям Приморских писателей и поэтов.
Актерский тренинг станет неотъемлемой частью  вашей работы над собой. и над ролью.  Основаны тренинги будут на  системе К С Станиславского и его последователей.   Упражнения и этюды, творческие задания-это то, из чего будет состоять программа курса актерской грамоты в  первом полугодие.
О ТОМ ЧТО ЧИТАТЬ.  Вы видите на этой книжной выставке, подготовленной заведующей фондом научной и художественной литературы ДВФУ П. А. Сяркиной книги по актерскому мастерству. С ними вы познакомитесь прям сейчас. Я прошу подойти к этому стеллажу, взять одну из книг. Ну вот ,каждый из вас сделал свой выбор и мы проведем сейчас книжную Ярмарку.  Вам необходимо за пять минут пролистать издание, выписать автора, прочитать и пересказать аннотацию, предисловие так, чтобы всем стало понятно про что книга, что в ней самое ценное и ее  захотелось ее прочитать. Познакомьтесь с содержанием и порекомендуйте какую-то главу, которая может пригодиться  вам в ближайшее время. (Идеи работа по подготовке импровизированной книжной Ярмарке) .Здорово. это упражнение придумала П.А.Сяркина и мы периодически будем его использовать в своих занятиях  Эта библиотечка станет для вас  доступной с  сегодняшнего дня. Можно взять домой любую книгу или поработать. Здесь (конспектировать, копировать, использовать на занятиях, цитировать авторов, выбирать упражнения для тренингов.

(на экране портрет К С.Станиславского)

О К.С.СТАНИСЛАВСКОМ

В нашей библиотеке много книг, которые составляют
наследие Константина Сергеевича Станиславского  и написанных с использованием его трудов другими авторами. Его знаменитая «система» завоевала весь мир и оказала громадное влияние на культурный облик эпохи. Тот облик, который мы знаем по кинофильмам, театральным постановкам и мемуарной литературе и  без всякого преувеличения можно сказать, что система Станиславского – явление эпохальное.
Несмотря на то что создавалась система Станиславского исключительно как инструмент обучения актерскому мастерству, она, как всякое великое явление, вышла за рамки театральной школы. Труды К. С. Станиславского, в которых изложены теоретические и практические основы «системы», до сих пор остаются незаменимыми пособиями для психологов, администраторов, менеджеров, коммуникаторов, продавцов, всех, кто по роду своей деятельности должен быть немного актером – должен уметь на телесном уровне психологически достоверно изображать чувства и эмоции.
«Система Станиславского» построена на овладении «инструментом веры». В ней нет ни одного упражнения или этюда, которые бы делались «просто так», для отработки навыка. Любое действие должно быть оправдано изнутри – то есть актер должен создать сам для себя такую правду, в которой бы он жил и действовал естественно и органично. Сценическая «вера» и «правда» были для Станиславского непременным условием работы актера, главным законом сцены. Открытие этого закона и сделало его систему столь эффективной и популярной.
Полное теоретическое описание «системы» содержится в труде К. С. Станиславского «Работа актера над собой»  Именно с этой книгой каждый начинающий актер знакомится в первую очередь. Но практические методы «системы» в книге содержатся как бы в «растворенном» виде. В своих презентациях книг нашей библиотеки вы обратили внимание что для этого  труда Константин Сергеевич выбрал форму дневниковых записей, а это само по себе предполагает разбросанность и непоследовательность.
Во многих других  изданиях, которые основаны на книге «Работа актера над собой», меньше теории, в них  выделены  прежде всего практические моменты: упражнения, этюды, тренировочные задания, направленные на развитие актерского психологического инструментария. Цель этих источников  – облегчить задачу каждому, кто обучает и обучается по «системе Станиславского», проводит и участвует психо-физических  тренингах, используя в качестве упражнений практические элементы системы, или занимается по системе Станиславского самостоятельно.
Обращаясь к ним, любой из нас  сможет  выстроить из них программу актерских тренингов. Сегодня уже мы сможем попробовать  составить по ним такое руководство, которое , с одной стороны, сохранит  всю полноту и стройность «системы Станиславского», а с другой – избавит нас  от необходимости «выдирать» упражнения из контекста. При составлении такого материала мы опустим  теоретические рассуждения и оставим  только практику. Упражнения, данные в виде «сухих» заданий, поясняются примером из «школьного опыта ученика Названова» – главного действующего героя книги «Работа актера над собой».  В программу  не включены упражнения по развитию и постановке речи, а также указания по работе над ролью и пьесой. Эти два раздела слишком обширны  Каждый из них составляет  отдельную программу. Кроме того, работа по этим направлениям должна осуществляться только в группе и требует отдельного времени.  Поэтому в данной программе  «Актер в театре и кино»  мы ограничимся  лишь упражнениями на развитие психофизического актерского инструментария.
КАК ПОСТРОЕНА ПРОГРАММА.
Из первой части нашей сегодняшней встречи вы поняли,что программа выстроена по особому принципу. Упражнения и тренировочные задания, из которых состоит «система Станиславского», упорядочены здесь по типам эмоциональной памяти. Как известно, в психологии этих типов три: зрительная, слуховая, чувственная (аудиальная, визуальная, кинестетическая). Такой порядок выбран нами не случайно. Сам Станиславский отмечал, как важно обращать внимание на то, к какому психоэмоциональному типу принадлежит актер:
Артисты сцены, подобно художникам и музыкантам, обладают памятью внутреннего зрения и слуха. С их помощью они могут запечатлевать и воскрешать в себе воспоминания о зрительных и слуховых образах, о лице человека, о его мимике, о линиях тела, о походке, о манерах, о движениях, о голосе, об интонации встречающихся в жизни людей, об их костюме, о бытовых и других подробностях, о природе, о пейзаже и прочем. Кроме того, человек, а тем более артист, способен запомнить и вновь воспроизвести не только то, что он видит и слышит в реальной жизни, но и то, что невидимо и неслышно создается в его воображении. Артисты зрительного типа любят, чтобы им показали в действии то, чего от них добиваются, и тогда они легко ощущают чувство, о котором идет речь. Артистам слухового типа, напротив, хочется поскорее услышать звук голоса, речь или интонацию того лица, которое они изображают. У них первый толчок для возбуждения чувствования исходит от слуховых воспоминаний.
К этим трем типам мы добавили временную (личный ритм), реактивную (способ переключения с одного чувственного различения на другое, смена эмоций) и ассоциативную (яркость реакций, ассоциативный след, воображение) память. Зрительные, слуховые, осязательные, временные, ассоциативные впечатления заставляют артиста проникнуться ролью и зажить на сцене естественной жизнью образа. Но не бывает такого, чтобы у одного человека в равной степени были развиты все типы психоэмоциональной памяти. Всегда доминируют один-два типа. Для обычной жизни это нормально, но совершенно недостаточно для жизни на сцене.

Поэтому так важно начинающему актеру:
1) узнать свой доминирующий тип; 2) развить в нужной мере все второстепенные типы психофизиологической памяти.
Как пользоваться этой книгой
На основе содержащихся здесь упражнений, этюдов и заданий можно выстраивать тренинговые занятия – индивидуальные или коллективные. Предпочтение отдается коллективным занятиям под руководством педагога. Так советует сам Станиславский: он объясняет это тем, что ученик не может видеть себя со стороны, а потому допускает опасные ошибки, которые впоследствии могут превратиться в штамп или зажим. Впрочем, некоторые упражнения, такие как «ослабление мышц» или «кинолента прожитого дня», могут выполняться и индивидуально.
КАК БУДУТ ВЫСТРАИВАТЬСЯ ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
В начале курса в одно занятие мы будем  включать какой-то один тип упражнений, затем будем приступать к комбинированным тренингам. Сразу после занятия записывайте свои наблюдения: что далось легко, что труднее, как оценили вас другие участники группы. Это нужно для того, чтобы найти свой доминирующий тип и определить «слабые места», нуждающиеся в развитии. В итоге у вас будет формироваться собственное краткое  РУКОВОДСТВО по работе над собой и ролью.
Но, важно  помнить, что такое  руководство не даст полного понятия о системе Станиславского. Для этого нужно изучать оригинальные труды самого Константина Сергеевича и его последователей. Кроме того, не стоит забывать и о личных зрительских впечатлениях. Нам надо будет ходить в  театр, смотреть  кинофильмы, стараться  посещать репетиции разных режиссеров, думать,  чувствовать, подмечать, запоминать, повторять,  записывать. И тогда актерская профессия откроется вам так, как понимал ее Станиславский, говоря, что «сценическая индивидуальность – это духовная индивидуальность прежде всего. Это тот угол зрения художника… та художественная призма, через которую он смотрит на мир, людей и творчество».
ЧТО ДОЛЖНО СТАТЬ НАСТОЛЬНЫМИ ТЕКСТАМИ
1. Издательством «Прайм-Еврознак» в 2008 году выпущен труд К. С. Станиславского «Работа актера над собой» в двух книгах: «Работа актера над собой. Дневник ученика. Часть первая. Работа в процессе переживания» и «Работа актера над собой. Дневник ученика. Часть вторая. Работа в процессе воплощения».
вернуться
2. В качестве примеров выписывайте и
цитаты из труда К. С. Станиславского «Работа актера над собой». Цитаты оформляйте  особым образом: наберите крупным текстом, в рамочку.
3. Тексты упражнений цит. по: К. С. Станиславский, собр. соч. в 8 т. Т. 3. Приложение. М; Искусство, 1955.
Домашнее задание: Написать заметку  на тему  вводного занятия. Опубликовать ее на мультипортале «Приморский медиадесант» в разделе «Учимся сами,  учим других»