Организатор семинара: информационно-краеведческий сектор отдела туризма и краеведения МАУ ДО «ВГ ДДТ» Организатор тренинга: Никитченко Лидия Сергеевна, педагог концертного комплекса «Театральный» по программе «Актер в театре и кино»,  координатор программ приморского регионального отделения общероссийской лиги юных журналистов.        .

Возраст участников тренинга:  9-12 лет

Количество участников: 12 человек (в связи с мерами предосторожности эта группа разделена на две. Тренинг проведен в каждой из них)
Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательного и голосового аппарата совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса. Тренинг начинается, традиционно с разогрева мышц артикуляционного аппарата.
Цели:
Помощь в развитии способности озвучить тигра в детском  теле-радиоспектакле, способствовать развитию голосовых данных (дикция, тембр, артикуляция, речевой посыл)

Задачи;
развивать умение изображать  эмоции, используя голос, мимику, жесты
развивать интонационную выразительность
развивать  творческий потенциал каждого ребёнка, способности к импровизации
формировать творческое воображение, фантазию.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТРЕНИНГА:
— музыкальная аппаратура, фонограммы; видеоролик «Тигр и его настроение», экран, проектор. 7 стульев расставляем в полукруг, на расстоянии 1 метр друг от друга, бэйджики с именами участников тренинга (можно просто бумажный скотч. Фломастерами каждый пишет свое имя и клеит на одежду) .
— пиктограммы эмоций
Эмоциональная разминка . По кругу.  «Поздороваемся»
Скажем: «Доброе утро!» . Повторяем то же по очереди ,по кругу, но уже с разным подтекстом (со следующей интонацией)
— радостно
— уливленно
— с достоинством, как вожак стаи
— хитро
— зло
— устало
— по доброму

Теперь то же самое, но вместо слов рычание.
Дыхательная гимнастика:
✓Первый вид дыхания – спокойное (плавно звучащая речь
Упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш
✓Второй вид дыхания – волевой, на сдержанном темпераменте
— “насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
— “лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)
Опора звука:
Самое важное в речи: звук должен опираться не на голосовые связки, а на диафрагму.
Упражнение ”Подлаивание”
— собака проснулась: ав!ав!ав!
— цирк: алеее-Ап!
— команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Игра на развитие дикции и посыла голоса «Снежки»
Бросаем вверх воображаемый «снежок» со звуками: птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы, бдги…, вспи…, взжи…, вздри… и тд…
Затем «играем в снежки».
Стушаем рычание тигра на видео. Смотрим на  пластику его тела, движение головы в момент, когда он издает звук.  Произносим четко и громко, с нужным посылом звукоряд со звуком р:  «ри-рэ-ра-ро-ру-ры»  делая жест рукой (лапой)   скороговорки: Повторяем с разным подтекстом.
«Жужжит над жимолостью жук»,
Упражнение «Эхо».
Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести  «Ау-у-у!». Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо», необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посылая звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор». А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки.(подборка  скороговорок со звуком «Р есть в приложении к тренингу)
«Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю. Пара барабанов, пара барабанов,пара барабанов била бой»
Диапазон голоса
(Используем регистры: нижний, средний высокий)
Упражнение «Тигренок»
Маленький тигренок просыпается .  Звук «ра» — низкий регистр (руки на животе), лучик солнца пробился ,  средний регистр (руки на груди), он  высунул голову и увидел солнышко – высокий регистр (руки на голову). Затем произнести звук
«ра-а-а-а-а»  вверх-вниз без пауз. (далее со звукорядом)
Скороговорка на развитие диапазона:
Шли семеро стариков,
Говорили старики про горох.
Первый говорил горох хорош,
Второй говорил горох хорош,
Третий говорил горох хорош,
Четвёртый говорил горох хорош,
Пятый говорил горох хорош,
Шестой говорил горох хорош,
Седьмой говорил горох плох!!!
Виды эмоций
Показать эмоции при помощи мимики и жестов:
радость         грусть         удивление      испуг        злость       неприязнь
Интонационная выразительность.
Фразы:  «Вот и все ,ребята», «Я люблю вареники с картошкой », «Ура! Скоро новый год!»
Произнести:
кровожадно,
печально,
радостно,
злостно,
удивлённо,
устало.
Скороговорки с жестом и движением:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!!!
Стихи в движении:
Дети самостоятельно, либо с помощью педагога придумывают жесты и движения к стихотворениям, при этом используют мимику, навыки «оценки-актерский вальс- увидел, оценил,подействовал».
Этюды по сказке «Не боюсь я больше тигра» Лидии и Татьяны Никитченко из сборника «Про тигра и тигрят».
Список литературы.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельникова. / М.Н.Щетинин – М.: Метафора, 2006. – 128 с.
Леокарди, Е.И. Дикция и орфоэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи. / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.
Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко – М.: Просвещение, 1984 г
Л. М. Шихматов Сценические этюды / «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,  М., 1986.
К.С.Станиславский. Работа актера над собой.  Ч.1 – М.: Изд.  “Искусство”, 1954
Театр, где играют дети: Учеб. — метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов./ Под редакцией А.Б.Никитиной–М.: Изд.центр ВЛАДОС,2001 .- 286 с.
Станиславский К.С., Сочинения,  том 3 с. 128, с. 110-111.
Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд.«Гном и Д», 2010
Приложение 1.
Подборка скороговорок со звуком «Р»
Ворона ворона враз вразумит.
Проворонила ворона воронёнка.
Во мраке раки шуршат в драке.
У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
Рыбы в проруби – пруд пруди.
Враги – у рва в овраге.
Тропка на травке, травка на тропке.
По травке тропа протоптана.
Трое трубачей трубят в трубы.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Один рой комаров – за горой,
А второй рой – под горой.
Будь добр, добудь кобр.
Бобр добр до бобра.
Храбры бобры идут в боры.
В бору бобёр и брат бобра
Работают без топора.
У коровы короб корок.
Не ест корова короб корок,
Ей короб сена дорог.
Дал Макар Роману карамельку,
А Роман Макару – карандаш.
Рома Маше нарвал ромашек.
Борона боронила неборонованное поле.
Сыворотка из-под простокваши.
Брат продал брату паркет из граба.
Нравы мавров варварские.
Верзила-динозавр дерзил дракону.
Зубр с зеброй запанибрата.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.
С горы – не в гору,
В гору – не с горы.
До города – в гору,
От города – с горы.
Рано утром два барана
Барабанят в барабаны.
Серые бараны били в барабаны,
Без разбора били – лбы себе разбили.
В огороде у Федоры – помидоры.
За забором у Федоры – мухоморы.
Кобра – в торбе,
А торба – в коробе.
Морочила морока,
Пророчила сорока.
Макару в карман комар попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору рассказала:
«В кармане Макара корова пропала».
Микро- и макромир комара Макара.
На ярмарке Торговый Яр
Продавал товар Макар.
Ворон Карлсону оторвал карман,
Карлсон завёл моторчик и пропал.
У Кондрата
Куртка коротковата.
К Габсбургам из Страсбурга.
Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
Крот-проныра запросто проник в парник.
Шустрая норка юркнула в норку.
В поле Фрося полет просо,
Сорняки выносит Фрося.
Скороговорка о сковородке
И скороварке.
Круг за кругом, круг за кругом
Маршируем друг за другом.
Скороход покупал скороварки –
Друзьям-скороходам подарки.
Скороходы скоро ходят,
Скороварки им подходят.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки,
Несёт им Маркушка в кармашке морошки.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
Свинья тупорыла,
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
До норы не дорыла
Рыла свинья белорыла, тупорыла;
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.
Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок –
Сорок морок.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Всё утро строчат.
Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.
На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
На горе Арарат
Живет сорок воронят.
На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.
На горе Арарат
Караулила Варвара воронят.
На горе Арарат
Карл с Кларой рвали виноград.
У ракушки остры створки,
У совенка глазки зорки.
Матрос на корме кормит морских рыбок.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
На корме, кроме Ромы,
Егор и Артем.
На корме кроме Марка,
Рая и Тамарка.
Кавалеры королевы плыли
К ней на каравелле.
У корнета нет кларнета.
Подари кларнет корнету.
У корнета – кларнет,
У нас – контрабас.
На сцене корнет играл на кларнете,
В партере сидела дама с лорнетом,
Следя за дуэтом корнета с кларнетом.
На верхнем ярусе театралы в ярости.
Карл играл на черном кларнете,
А на рояле Лара играла.
У Марфы – нет арфы,
У Глафиры – кефира.
Хранитель храма хазар храпел.
Поросли заросли порослями,
Заросли зарослями поросли.
Проросли ростки,
Повыросли,
Да ростом не выросли.
Проросли ростки,
Повыросли,
Ростом ростки
Расхвастались.
Родственники разводили раствор,
Чтобы ростки розы росли красиво.
Карп Карпыч
У Карпа Карпыча
Карпа купил.
На завтрак у Варвары
Крабы и омары.
Краб забрался на трап
И заснул на трапе краб.
На корабль прокрался краб,
Караси украли трап.
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары.
У вдовы Варвары
Два вора дрова воровали.
Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.
Открывай, Варвара, ворота,
Коли не враг за воротами,
А врагу да недругу
От Варвариных ворот – поворот.
Открывай, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Открывай, Увар, ворота,
Дров несём невпроворот мы.
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
Змей Горыныч сгорбясь,
Взгромоздился на гору
И с громким грохотом
Грохнулся вниз.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл у Клары не крал кораллы,
То Клара у Карла не крала б кларнет.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Карл у Клары украл доллары,
А Клара у Карла – квартальный отчет.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Фрол у Флоры украл фарфор.
Прокл разбил у Флора
Склянку с хлором,
А Фрол разлил у Прокла
Пробирку с бромом.
Громко порох грохнул,
Прохор в страхе охнул.
Торопке порка не впрок.
Парк в Праге, граб в парке.
Пруд у граба, в пруду карпы.
Пришел Прокоп – кипел укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.
И спит Прокоп – кипит укроп.
Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
Променяла Прасковья карася,
На две пары полосатых поросят.
Пробежались поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, — крышка!
Мышка забыла про кошку.
— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Скажем друг дружке,
А дружка — подружке,
А подружка — борову,
А боров — всему городу.
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.
Многообразие однообразия не хуже однообразия многообразия.
Опростоволосился прусак, попал впросак.
Опрометчивый простак
Просто так попал впросак.
Острословы острословят на острове острословов.
На ура у гуру инаугурация прошла.
Не пустили демонстранта в транспорт с транспарантом.
Забыл Панкрат Кондратьев домкрат,
А Панкрату без домкрата
Не поднять на тракте трактор.
У трансформатора с трактора украли
Три аккумулятора.
Трансформер
Трансформировался –
Трансформировался,
В трансформатор
Перетрансформировался.
Самолет пикировал, пикировал,
Да не выпикировал.
Корабли лавировали, лавировали,
Да так и не вылавировали.
Пара птиц порхала, порхала,
Да и выпорхнула.
Дрозд дроздиху дразнил, дразнил,
Да не выдразнил.
А дроздиха дрозда просто выдразнила.
Прохор в сугробе барахтался, барахтался,
Да не выбарахтался.
Рапортовал, да не дорапортовал,
а стал дорапортовывать,
да и зарапортовался.
Полировал, полировал
Полировщик параллелограмм,
Да не выполировал.
Имена выигравших на воротах выгравировали,
А проигравших просто выдворили.
Мокрая-премокрая погода
распронепогодилась,
размокропогодилась.
Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.
Скороговорун скороговорил,
Выскороговаривал,
Что все скороговорки перескороговорит,
Перевыскороговорит.
Но заскороговорившись,
Выскороговаривал,
Что всех скороговорок
Не перескороговоришь,
Перевыскороговоришь.
Протокол про протокол
Протоколом
Запротоколировали.
Рассказывал командир про полковника и про полковницу,
Про подполковника и про подполковницу,
Про поручика и про поручицу,
Про подпоручика и про подпоручицу,
Про прапорщика и про прапорщицу,
Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Актёр театра, актёр театра…(повторить 4-6 раз).