Показ в экскурсии – это процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом, действие (сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта. Задачи экскурсионного показа состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся в поле зрения экскурсантов;
2) показать объекты, которые не сохранились, используя фотографии и рисунки;
3) показать объект таким, каким он был в период описываемого события;
4) воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило на данном месте;
5) воссоздать действия известной личности, которые происходили на данном месте.
Показ как важнейший элемент экскурсии, как ее зрительная основа характеризуется следующими признаками.

Первичность и главенствующее значение показа. Экскурсионный процесс развивается в направлении от показа к рассказу, так как основой экскурсии является зрительное восприятие и впечатления, полученные при участи других органов чувств. Без показа не существует экскурсии. В большинстве экскурсий зрительные объекты являются единственным доказательством выдвинутых экскурсоводом положений.

Активность показа. Показ – это не пассивное, а целенаправленное наблюдение объектов, процесс, требующий активных действий как со стороны экскурсовода, так и со стороны экскурсантов.

Логическая последовательность показа. Показ должен быть логически последовательным, целенаправленном, а следовательно, выборочным. Последовательность показа объектов предопределена логикой изложения материала, темой экскурсии. Последовательность показа объектов означает выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них. Показ объектов должен осуществляться в направлении от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от общего к частному.

Сюжетность показа. Сюжетность показа воплощается через определенный момент действия: ход исторических событий, жизнь и деятельность творческой личности или исторического деятеля. Как правило, четкая сюжетная линия просматривается в тематических экскурсиях. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов. Однако существует и бессюжетный показ, например при демонстрации произведений, выполненных в таких жанрах изобразительного искусства, как пейзаж, натюрморт, портрет.

Парадоксальность показа. Парадокс экскурсионного показа заключается в том, что, во-первых, экскурсант под руководством экскурсовода видит больше, чем он увидел бы при самостоятельном осмотре объекта, во-вторых, экскурсант опять же под руководством экскурсовода видит объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения.

Качество экскурсии и ее результат в значительной мере определяются умением экскурсовода показать объект. В ходе показа экскурсовод выполняет несколько видов действия: ориентирует экскурсантов на определенный объект или его части, детали (обычно до наблюдения); направляет внимание экскурсантов на объект или его части, детали; разъясняет особенности объекта с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения); выделяет объект из ансамбля, из ряда подобных ему или из окружающей среды; предлагает экскурсантам сделать выводы на основе своих наблюдений. Таким образом, указания экскурсовода по наблюдению объектов могут даваться до его непосредственного наблюдения, в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения, и в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем.

Выделяют три уровня экскурсионного показа: предварительный осмотр (ориентировка экскурсантов в пространстве), выделение объекта из совокупности других объектов, детальное наблюдение объекта.

Эффективный показ будет иметь место в экскурсии при выполнении ряда условий, к которым относятся: правильно выбранные место и время показа; возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не связанных с темой; использование движения экскурсантов при показе; подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов; умение и навыки экскурсовода.

Одна из трудностей при разработке показа объектов состоит в том, что нередко экскурсоводу приходится выбирать для показа из нескольких одноплановых объектов по теме экскурсии только один. В этом случае принимается во внимание эмоциональное воздействие объектов на экскурсантов. Для показа отбирается объект, производящий наиболее сильное впечатление. Если рядом с объектом по теме экскурсии располагается другой объект, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по внешнему виду и бросающийся в глаза, то экскурсионная методика предлагает несколько путей решения этого вопроса: 1) дать краткую справку об объекте; 2) умолчать об объекте; 3) подойти к объекту по теме экскурсии так, чтобы посторонний объект не был виден или был увиден позже.

Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может, например, выявить интересную деталь объекта. На этом действии построен методический прием новизны материала. В некоторых случаях следует сократить время пребывания у объекта на 2–3 минуты и продолжить движение по маршруту. Если же внимание экскурсантов ослабло при показе объектов во время движения автобуса, то следует приостановить его для осмотра памятников. По возможности нужно выйти из автобуса и продолжить путь к очередному объекту пешком.

Вообще показ объектов во время автобусной экскурсии имеет свои особенности. Выделяют четыре вида показа объектов, характерных для автобусной экскурсии:

1) показ из окон автобуса при скорости движения 50–60 км/ч (важное значение имеет предварительная подготовка экскурсантов к осмотру, особенно важно ориентировать экскурсантов на объект, заранее указать, где и в каком окружении он расположен, поэтому рассказ об объекте следует начинать с опережением, до его появления в поле зрения экскурсантов);
2) показ из окон автобуса при замедленном движении (показ даже при скорости 20 км/ч не может быть детальным, экскурсанты получают поверхностное впечатление об объекте, обращая внимание только на главные и существенные его черты; обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами);
3) показ из окон автобуса при его полной остановке без выхода из салона (происходит более глубокое знакомство с объектами и памятными местами, однако экскурсовод ограничен в использовании методических приемов показа);
4) показ при полной остановке автобуса с выходом экскурсантов из него (имеет место полноценный показ объекта, его окружения, предоставляется возможность выбора и сопоставления различных точек осмотра объекта, экскурсовод свободен в выборе и использовании методических приемов показа, в частности может быть применен прием движения; решая вопрос о выходе экскурсантов из автобуса, нужно учитывать тему экскурсии, значение объекта, погодные условия, возраст экскурсантов; в трехчасовой экскурсии по городу обычно предусматривается 4–7 выходов.

При определении техники экскурсионного показа целесообразно обратить внимание на следующие моменты.

Выбор месторасположения экскурсионной группы. Выбирая месторасположение группы, нужно найти наиболее благоприятную точку, откуда объект зрительно воспринимается наиболее ярко и убедительно. Следует учитывать, что некоторые объекты требуют показа с двух или нескольких точек, которые нужно предварительно наметить.

Вместе с тем, выбирая место расположения группы, экскурсовод должен обеспечить безопасность и удобство экскурсантов: смотровая площадка должна быть достаточно удалена от проезжей части дорог, надежно защищена от движения транспорта и потока пешеходов, а также от яркого солнца, дождя, ветра, шума, находиться в стороне от опасных зон ремонтных, строительных и реставрационных работ. Нужно внимательно следить за дорожными знаками и предупреждающими надписями и следовать их требованиям.

Нередко случается, что у одного и того же экскурсионного объекта располагается несколько групп. В таком случае нужно расположить свою группу в некотором отдалении от других, чтобы не мешать другим экскурсоводам, а они не мешали вам.

Расстановка экскурсионной группы. Выбрав место для показа объекта, нужно правильно расставить экскурсантов. Важно проследить, чтобы всем экскурсантам хорошо был виден не только объект, но и экскурсовод, а также хорошо слышен его рассказ. Наиболее удобным является расположение группы полукольцом. Экскурсовод при этом занимает место с краю и стоит в полуоборот к экскурсантам, что позволяет ему видеть экскурсионный объект и держать в поле зрения экскурсантов.

При расстановке группы экскурсантов следует помнить, что объекты воспринимаются по-разному в зависимости от удаления от них, то есть различного угла зрения. Так, при угле зрения в 45 градусов (на расстоянии 2–2,5 м высоты) воспринимается лучше всего весь объект в целом. Под углом зрения 18 градусов (на значительном удалении) объект воспринимается вместе с окружением.

Кроме того, нужно обращать внимание на положение объекта по отношению к экскурсантам – ракурс. Рассматривая здание с близких точек, экскурсант хорошо воспринимает его детали, но верхние части видит в перспективном сокращении. Вместе с тем он четко воспринимает и расстояние до этих частей и тем самым может с достаточной полнотой определить действительную высоту и размеры сооружения.

Сбоку экскурсанты видят длину фасада сокращенной, а высоту здания относительно правильной, то есть пропорции фасада кажутся иными.

При выборе места показа следует учитывать характер освещенности объекта, окружающую застройку. Например, на фоне восходящего или заходящего солнца здание утрачивает объемность и краски и смотрится силуэтно. Целесообразно выбирать место показа таким образом, чтобы здание или сооружение не проецировалось на близлежащую застройку и легко было бы зрительно выявить их связь с ландшафтом и архитектурным окружением.

Средства показа объекта. При показе экскурсовод ориентирует экскурсантов на объект посредством жеста. Жест сопровождает рассказ и отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому. Он может сделать изложение более эмоциональным, помогает увлечь экскурсантов рассказом.

Успех в жестикуляции требует соблюдения ряда правил. Жесты должны соответствовать содержанию, темпу рассказа и движения транспорта. Следует прибегать к жесту лишь по мере ощущения потребности в нем. Необходимо разнообразить жесты, технически отрабатывать, шлифовать. Жест выглядит эффективным, когда он отточен, выразителен и скуп. Жестикуляция не должна быть непрерывной, так как это отвлекает экскурсантов, не дает им сосредоточиться.

В музейных экскурсиях и в экскурсиях по выставкам для показа объектов рекомендуется использовать указку.

Таким образом, для того чтобы экскурсионный показ был качественным и эффективным, необходимо учесть множество факторов, другими словами, показ экскурсионных объектов должен быть методически подготовлен. Вследствие этого экскурсоводу необходимо овладеть методическими приемами экскурсионного показа и навыками их использования в работе.
Задание:.

1. Ответить на вопросы что такое экскурсионный показ, чем отличается экскурсионный показ при организации автобусной экскурсии.

2. Назовите средства показа.

3. Правила расстановки группы.

4. Через что воплощается сюжетность показа ?
Ответственный за подготовку раздаточного материала по теме: Т.В.Никитченко, координатор проекта «Созвездие музейных волонтеров», зав.отделом туризма и краеведения МАУ ДО «ВГ ДДТ». Подготовлено:  20.07.2020 г.