Дистанционное занятие
— это форма организации  занятия на расстоянии (удаленно), проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
Автор занятия. Педагог дополнительного образования, разработавший план, написавший сценарий занятия.  Он проводит большую подготовительную работу по созданию учебного ресурса, который является основой всего занятия.
Виды занятий.
Занятие-анонс (анонсирующее занятие)
Цель — привлечение внимания учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки. Может быть размещено в группе или разослано учащимся.
Занятие введение в тему,проблему. (вводное занятие)
Цель — введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может быть записано как видеолекция, размещено в группе или разослано учащимся.
Индивидуальное занятие ( консультация)  Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте и др. удобным и доступным для учащегося и педагога способом.
Оценочное, самооценочное (дистанционное тестирование и самооценка знаний)
Выполнение виртуальных заданий.
Занятия в чате ( чат-занятия)  — учебные занятия, осуществляемые с использованием чаттехнологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. Стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя.
Занятие конференция.                                                 .

1. Асинхронная телеконференция Выступления участников публикуются в Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени.
2. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся. Синхронные семинары могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В педагогическом аспекте использование семинаров в режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных мониторов или на экранах телевизора.
Занятие -конференция проходит с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип занятия не отличается от традиционного. Оно проходит в реальном режиме времени. Только используются инструменты и платформы для дистанционного занятия.
Занятие-квест.( Веб-квест) Веб-квест (webquest) в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации.
Занятие-вебинар (происходит от двух слов: web — «сеть» и «семинар») ─ это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).
Основные этапы (блоки) дистанционного занятия
1  Мотивационный блок. Мотивация — необходимая составляющая дистанционного обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учениками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
2  Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации). 3.Информационный блок (система информационного наполнения).
4.Контрольный блок (система тестирования и контроля).
5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).

6. Определить тему дистанционного урока. Выделить основные учебные элементы.
7.Определить тип дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).
Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели дистанционного занятия.  Выбор модели дистанционного занятия  осуществляется с учетом уровня ИКТ компетентности дистанционных учащихся.

План:

1.Определить форму проведения дистанционного занятия (вебинар, вебквест, семинар, конференция и т.д.).
2. Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.
3. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученикам (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).
4. Подготовка глоссария по тематике дистанционного занятия.
5. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента занятия. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учащихся.
Хронометр занятия (примерный):
7 лет· — 10 мин,
8-12 лет — 15 мин,
12-14 лет — 20 мин,
14-16  лет — 25 мин,
18-17 лет  — 30 мин.
План -хронометраж обычного занятия
1  Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
2. Работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
3.Выполнение индивидуальных заданий по желанию – 10 минут;
4. Обсуждение результатов занятия – 10 минут.
Упражнение: составить план-хронометраж занятия для каждого возраста

РЕКОМЕНДАЦИИ

Большое внимание при подготовке ресурса должно уделяться оформлению, которое служит наилучшему усвоению материала
http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnayatematika/all/2013/08/14/kollektsii-tsifrovykh-i-elektronnykh
http://fcior.edu.ru/card/7310/chislovaya-okruzhnost-v-koordinatnoyploskosti-i1.html
http://fcior.edu.ru/card/15487/pravopisanie-korney-proveryaemoeodnokorennymi-slovami.html
http://fcior.edu.ru/card/5726/usloviya-ravnovesiya-rychaga.html
1. Внешний порядок занятия . Самым простым и самым элементарным является точное начало и точное окончание занятия.
2. Внутренний порядок занятия (его структура). К внутреннему порядку занятия  отнесем целесообразное его  распределение  на этапы, т.е. оно  делится на четкие временные отрезки.
3. Проблемный подход к обучению, в котором учащиеся должны совершить по существу те же мыслительные операции, которые характерны и для процесса научного познания:
— понимание проблемной ситуации и осмысление проблемы; — установление частных вопросов или проблем, поиск предпосылок для решения, выдвижения гипотез, предположений, возможных путей решения или самих решений;
— решение проблемы, оценка решения.
4. Соответствие занятия  дидактическим принципам: наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнений и контрольных заданий данному занятию  и т.д.
5. Требования к учащимся, непосредственным участникам дистанционного занятия:                          — иметь навыки пользователя компьютера: уметь набирать текст и создавать рисунки, сохранять их во внешней памяти компьютера, архивировать и разархивировать файлы, уметь пользоваться электронной почтой, программой-просмотрщиком веб-страниц, технологиями гостевой книги и беседы (chat). В случае неподготовленности непосредственных участников дистанционного занятия  по перечисленным параметрам надо начинать с предварительной подготовки учащихся в данной работе (провести курс занятий или переложить часть работы на консультантов, координаторов, закреплённых за конкретными детьми, которых  те будут прокачивать по долгу программы)
6. Активность учащихся. Как ее достичь? В течение всего занятия необходимо поддерживать у учащихся интерес к тематике, проблематике занятия,  создавать мотивы активизации их деятельности. Использовать активно упражнения, повышающие групповую динамику.
7. Характер занятия  должен носить частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а также исследовательские методы, позволяющими учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи находить новые решения уже известных задач, доказательств теорем и т.д.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
1. Потратьте первое занятие  на «новое»  знакомство с ребёнком, узнайте о его навыках дистанционки.  Это поможет вам в дальнейшем готовить занятия , ориентируясь на них, и точно выстраивать мотивационный аспект урока и опираться на ту базу ,которую имеет учащийся, использовать  те навыки, которыми он обладает)
2. Не всегда есть необходимость работать в дистанционном режиме все запланированное время. Давайте индивидуальные задания, пусть ребёнок работает самостоятельно.
3. Продумайте физкультминутки для детей  когда они смогут «оторваться» от экрана монитора и расслабиться. Не забывайте, что они находится один на один с Вами и, следуя рамкам приличия, не могут ни посмотреть в окно, ни задуматься о чём- то отвлечённом от темы. .
4. Старайтесь как модно меньше говорить и больше задавать вопросов. Тогда ребёнок сможет самостоятельно выстраивать логику своих мыслей, а не следить все время за вашими. Часто при длинном монологе педагога  учащийся, как и любой ребёнок, устаёт и где-то на середине вашей речи теряет с вами связь.
5. Как можно больше старайтесь приблизить учебный материал к жизни и к тому, что находится за окном у ребёнка. ,
6. Начинайте занятие  вовремя! Спишитесь с ребёнком за 5 минут до него. Договоритесь, чтобы он звонил Вам первым.
7. Приучайте ребенка самостоятельно находить ответ на ваш вопрос. Даже если он его пока не знает, предложите воспользоваться услугами сети Интернет. Пусть учится поиску информации. Ведь главная цель любого обучения — научить ученика самостоятельно учиться и находить информацию. Образованный человек — это не тот, кто всё знает, а тот, кто может найти информацию и знает, где её искать.
8. Не бойтесь того, чего вы не знаете.
Познакомьтесь и наладьте контакт с методистом вашего учреждения образования , он первый  ваш лучший советчик и помощник. Но помните, что  педагог должен уметь  искать необходимые ресурсы для повышения своего образования  ,выбирать удобные и полезные для себя инструменты, материалы, ресурсы  самостоятельно.
9. Вы можете воспользоваться опытом других педагогов, заглянув в копилку нашего раздела «Методика, опыт, практика» или любую другую, которую предлагает вам ваше учреждение образования, ресурсы интернет.  А можете самостоятельно готовить план и  материалы к занятию . Сейчас много вебинаров, конференций, видеозанятий  учитесь  .Смелее подходите к этому , берите все полезное и  адаптируйте  к вашим программам и  ученикам.
10. Не нужно «изобретать велосипед». Методики, которые вы уже применяете  также неплохо работают и на дистанционном занятии.
11. Чтобы занятие получилось  продумайте заранее решение всех нештатных ситуаций, которые могут возникнуть на нем .
Основные правила к организации дистанционного занятия
1. Дистанционное занятие  проводится по заранее составленному расписанию.
2. Дистанционное занятие  может быть начато  при условиях:
-педагог находится в программе , запланированной теме и  по материалам планируемого занятия
— педагог  использует возможность для оперативной связи с учащимися  (чат, скайп, обмен внутренними
сообщениями, телефон)
— педагог имеет возможность  посылать  текстовое сообщение в начале занятия ,  обмена сообщениями
3. Педагог инициирует контакт с ребенком в начале занятия , объявляет задачи  и план его проведения, приглашает ребенка к общению в программах для он-лайн взаимодействия, момент завершения  также обозначается педагогом.
4. В течение всего занятия, независимо от выбранной формы его проведения, педагог  находится на рабочем месте и доступен в программе для оперативного он-лайн взаимодействия (чате, скайпе или др.)
Всего доброго. Надеемся, что материал сегодняшней встречи вам пригодится.

Подготовила подборку материала и провела консультацию  Никитченко Т.В., педагог дополнительного образования МАУ ДО «ВГ ДДТ», член оргкомитета конкурса «Весёлый МЕДИАдистант»