Добрый день, участники нашего семинара-тренинга по выразительному чтению. напоминаем вам,что его организаторы, участники информауционно-краеведческого клуба «Следопыт» Владивостокского городского Дворца детского творчества и инициативная группа приморского регионального отделения общероссийской лиги юных журналистов ,работающих по программе «Учимся сами ,учим других». В прошлом году мы прошли курс обучения в рамках весенней образовательной сессии и попробовали разработать свои образовательные программы. Это занятие будет направлено на освоение методики работы над стихотворением. На первый взгляд кажется, что выразительно читать стихотворения это очень просто. Поднимите руки те, кто хоть раз читал стихотворения в детском саду, на утренниках, деду морозу, кто получал аплодисменты, а даже призы? Здорово! А кто участвовал в конкурсе чтецов? А кто этому учился? Где? Так, понятно. А кто хотел бы получить навыки выразительного чтения? Вы все имеете небольшой опыт и немного представляете себе ,что такое выразительное чтение. Если бы наш тренинг проходил с вами в кабинете, то я попросила бы вас сказать, а так как он проходит удаленно, то прошу прислать смс как вы понимаете,что такое выразительное чтение стихотворения. Так, слышу отклик, что тут у нас? :»Это читать с выражением, выразительно читать это то громко, то тихо, читать понятно, выговаривая каждое слово, это выделять гравные слова, которые помогают понять смысл, это передать словами атмосферу и характер героя, это чувствовать темпо-ритм произведения, это видеть внутренним взглядом картинку, которую рисует автор и передать ее словами, это почувствовать, это передать чувства героя, понять и передать жанр произведения. Ого Круто! Ну всё достаточно. Для тех кто нигде этому не учился неплохо.Многие из вас интуитивно чувствуют, как нужно читать поэтическое произведение, понимают что такое выразительное чтение. Вы правильно отметили, что важно понимать жанр, так как каждый жанр требует особого прочтения и много других точных формулировок отправлено вами в смс , что говорит о том, что у вас уже есть правильное видение. Но для начала давайте разберемся что такое поэтическое произведение.
. Стихотворение – это небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием, и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.
Работа над стихотворением предполагает некоторую последовательность. Мы разработали на прошлом тренинге и нашли на разных ресурсах много советов, теперь у нас большая копилка рекомендаций, алгоритмов и памяток. И я предлагаю вам ту, которой пользуюсь сама.
Памятка
Как подготовиться к выразительному чтению
Перечитай внимательно текст. Вспомни содержание, мысли, чувства героев, автора.
Определи своё отношение к героям, событиям.
Мысленно представь себе их.
Подумай, что будешь говорить при чтении слушателям, что хочет сообщить автор.
Реши, как ты будешь использовать интонационные средства: тон, темп чтения, логические паузы, логические ударения.
Потренируйся дома, читая текст вслух для себя. Представь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
Прочитай текст выразительно.
Важная часть работы над текстом это логика, логические ударения и паузы, умение выделять голосом особо значимое слово в строке.
Работа над выразительным чтением стихотворения
1. Пауза
Для работы над выразительным чтением стихотворения очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. Иногда названием стихотворения является первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. Необходимы паузы при знаках препинания:
там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
Точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
Вопросительные и восклицательные знаки требуют паузы
на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
Упражнение .Составьте удобные для себя таблицы-подсказки. .
1.
Таблица 1
Паузы.
№
п/п
Знаки препинания
Счёт
Обозначение
1
Раз
I
2
. —
Раз, два
II
3
? !
Раз, два, три
III
4
Красная строка
Раз, два, три, четыре
IIII
5
После прочтения
заглавия
Раз, два, три, четыре, пять
IIIII
Логическое ударение
При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово. Познакомимся
2.
Таблица 2
Логическое ударение
обозначение
Слова, на которые падает логическое ударение
Соединение строчек, интонационный перенос
Повышение тона
Понижение тона.
Держите эти таблицы перед глазами на первых этапах обучения выразительному чтению.
3. Графическая работа
На текст стихотворения накладывается калька и проставляются условные знаки (см. таблицы 1, 2).
4. Чтение стихотворения учащихся в соответствии с расставленными знаками.
5. Наблюдение над аллитерацией
Аллитерация – это повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.
6. Настроение стихотворения
— Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющие его настроение? Такие слова мы называем ключевыми.
— Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?
— Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо?
На этом все. Благодарю вас за то,что приняли участие в этой встрече. Надеюсь,что она была полезно для вас. Попробуйте прочитать свое произведение в соответствии с теми правилами и рекомендациями, которые вы получили и до встречи на следующих занятиях по выразительному чтению.