Добрый день. Мы продолжаем курс  для тренеров и руководителей мастер-классов по программе «Учимся сами, учим других». Сегодня мы поговорим с вами о выразительном чтения.                            Методике работы над выразительным чтением  была посвящена программа приморского регионального отделения общероссийской лиги юных журналистов, которую организовали педагоги и  и выпускники клуба «Cледопыт»  в 2019 году на весенней образовательной сессии лиги.          Была просьба повторить ее и мы решили провести цикл занятий дистанционно.                      .                              Умение донести до слушателей  произведение, не возникает само собой.               .                 Овладеть техникой выразительного  чтения непросто, но используя некоторые правила, можно быстро и эффективно получить необходимые навыки и нужный результат. Сформированный навык чтения включает в себя два взаимосвязанных между собой компонента:                                                           .

а) технику чтения,                                                                .

б) понимание текста

Без правильного, быстрого выразительного чтения невозможно понимание, а легкий для понимания текст легче воспринимается. Для выразительного прочтения текста необходимо, чтобы читающий увлекся произведением и понял его.  Важно проникнуть в суть произведения и прочувствовать его. Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли. Работа над языком произведения — тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Цикл упражнений  и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность:

1.упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2.упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3.упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.      Начинать целесообразно с разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание — это ещё и наше  здоровье. Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос — естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. В работе над выразительностью речи особое  внимание мы уделим редствам речевой выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности — интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.

Упражнения:

1) Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль) в зависимости от текста художественного произведения.

2) Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, огорчения).            .

3) Прочитай и дай оценку читающему (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).                         Первой ступенью подготовки выразительного чтения является понимание фактического содержания текста и правильная техника чтения (соблюдение знаков препинания, пауз).

Вторая ступень — осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.

Третья ступень — словесное рисование картины.

Четвертая ступень — определение тех чувств, которые вы должны передать при чтении слушателям.

Задание: (выбери отрывок по своему желанию):

1)      Правильно ставь ударение.

2)      Соблюдай паузу.

3)      Выбери силу голоса (громко, тихо).

4)      Определи темп (быстро, медленно).

5)      Читай эмоционально.

6)      Покажи интонацией свое отношение к произведению.

Я САМ

Эти задания помогут формированию  самостоятельной  деятельности:

— самоанализ;

— самопланирование,  самоорганизация;

— самоконтроль и оценка, саморегулирование.

РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ:

-ролевое чтение, чтение за диктором,  за диктором», хоровое чтение

Особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения — занимает работа над лирическими стихотворениями. Подготовка к выразительному чтению стихотворения — это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т. е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.

Основные этапы работы:

1) Подготовка к восприятию (беседа,  которая настраивает детей на восприятие стихотворения).

2)Первое чтение — выразительное чтение стихотворения учителем.

3)Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:.                                                   — какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?                                        —          как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т. д.

4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно:                                                           — не спеша прочитать стихотворение,                            — отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.

5) Анализ лирического стихотворения.             Цели: —          способствовать пониманию учащимися текста, —          углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении при первом знакомстве с текстом.

Основные приемы:

а) выборочное чтение;

б) выборочное чтение с беседой-рассуждением;

в) стилистический эксперимент (замена авторских слов другими словами, близкими по значению);

г) прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование);

д) специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).

Следующий этап процесса изучения стихотворения — итоговый,  завершение работы.

Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует вся группа, используется памятка.

До встречи на наших занятиях по выработке техники выразительного чтения.