Каждый месяц образовательный центр «Сириус» в Сочи приглашает на профильные смены одаренных школьников со всей России. История этого уникального центра коротка, но любой побывавший там подросток скажет, что ничего круче он еще не видел. «Сириус» дает возможность к переосмыслению своих ценностей, жизненных целей, себя в этой жизни и мощный толчок к развитию. Попасть туда могут увлеченные, талантливые,  продвинутые в разных сферах ребята: в спорте, искусстве, науке или литературном творчестве.

Так участники направления «Литературное творчество» обучаются в мастерских известных писателей, драматургов, медиа деятелей, учатся работать в различных литературных жанрах, пробуют свои силы в чем-то новом, например, написании сценариев или пьес. Одна такая работа представляется вашему вниманию.

КАБИНЕТ ФИЗИКИ

Пьеса основана на интервью с Алиной Полянской.

Текст является документальным.

 

Образовательный центр «Сириус». Коридор. Стеклянная дверь. Кабинет физики. На доске чертежи и формулы. На столах оборудование для опытов. Только что закончилась практическая работа. Все ушли на полдник. Кабинет пуст.

За стеклянной дверью появляется девушка, лет пятнадцати, в ярко оранжевой толстовке. Это форма ребят из направления «Литературное творчество». Она долго рассматривает всё, что находится в кабинете. Делает небольшие шаги то вправо, то влево, чтобы лучше увидеть предметы на столах. Приподнимается на носочки, чтобы разглядеть каждый прибор. Наконец, девушка аккуратно приоткрывает дверь и заходит в класс. Она медленно двигается между партами. Наклоняется к одной из них, чтобы внимательно рассмотреть оборудование для опытов. Берет в руки приборы, крутит их, переворачивает и возвращает на место. На одном из столов замечает открытую тетрадь с недорешенной задачей. В течение нескольких секунд напряженно смотрит в неё, что-то проговаривая шепотом. Через время:

ДЕВУШКА. Так. Здесь же ошибка! (берет ручку и исправляет)

Закончив исправления, девушка проходит до конца кабинета и останавливается у доски:

ДЕВУШКА.  (Вздыхает) …А ведь я могла заниматься в этом классе… (поворачивается и окидывает весь класс взглядом) здесь так много всего-всего. Опыты, эксперименты, задачи, да, да, это все мое, то, что мне нравится. У нас физико-математическая школа, и о «Сириусе» мы узнали где-то в году, так, 2015, наверное, или, когда только первые смены начались. Мы писали олимпиаду по математике, чтобы попасть сюда. Нужно было сначала пройти онлайн-тур, а потом заключительный, по результатам которого ты едешь в «Сириус». И что… А. Первый онлайн-тур я написала, хорошо написала, прошла на заключительный, написала его и… как бы, меня не взяли. Я решила позвонить, ну, точнее, мои родители решили узнать, как так? Ну, вообще, почему? Баллы там не добрала или еще что. Оказалось, что моей работы просто нет! Ну, как бы, она не дошла. Вот, и сказали: «Будем искать, найдем — перезвоним». И они до сих пор ищут эту работу (рассмеялась), якобы. Ну вот, так и получилось. А второй раз по математике в этом году онлайн-тур я тоже написала хорошо, прошла дальше. А область, во-первых, сократила количество мест для детей, которые могут поехать в «Сириус»: сделали всего лишь 3 человека от области, а раньше было 12. И задания, во-вторых, были сложные, и все такое. Поэтому, вот так, не получилось. Физика тоже… Я писала школьный тур по физике, городской, до регионального дошла, а, как бы, региональный, вот так, плохо. Но это не всё. Еще я пыталась попасть в «Сириус» на направление «Искусство». Честно, я не помню, когда я подавала заявку на танцевальную смену, наверное, это года два назад или три было, когда еще в хореографической школе училась. Я подала, они мне, не помню, что они мне ответили в письме, что-то типа: «Мы подумаем», то есть, как бы, дали неоднозначный ответ. А потом написали, что у нас, вот, вышел такой закон, что только со специальных училищ можно брать. Вас не берем, вы, как бы, любитель, грубо говоря (улыбнулась). Вообще, в хореографическую школу мама меня с пяти лет отдала на классический танец, то есть на балет. Она считала, что, ну, как же, ребёнок должен иметь какое-то хобби. А, как бы, петь я не умею, для рисования у меня тоже не особо какие-то выдающиеся способности. А танцевать… ну, под музыку я дома какие-то движения делала, и мама решила меня отдать. Она говорила, чтобы спина ровная была, чтобы там осанка, здоровье. Ну, в общем, от части и для этого. Сначала было два года подготовки, а в семь лет меня приняли в первый класс, и там я училась 5 лет. И еще на протяжение всего этого времени мы сдавали экзамены. Сначала был народный танец, историко-бытовой танец, потом уже добавлялся современный, потом теория музыкальной грамоты, история балета, то есть уже ты сидишь за партой и тебе что-то рассказывают. Я отучилась и закончила эту хореографическую школу. Но до сих пор мне о ней напоминает шрам на ноге. Это был второй класс. Нам впервые выдали пуанты. Помню, как говорят, что на этом занятии вы достаете свои пуанты, и, типа, будете учиться. Естественно, да, было больно, было очень больно (улыбается с натяжкой, делает паузу). Пуанты же жесткие, а в руках их разминать не разрешают, якобы так ты портишь им подъем. Поэтому ты должен сам надевать их, эти деревяшки, сам гнуть именно стопами, своей силой… Естественно, они не на голую ногу надеваются, туда одеваются специальные вкладыши. Но, когда в первый раз встаешь, все равно тебе ужасно натирает ноги. Очень непривычно вот в таком положении постоянно находиться, не знаю, как это объяснить (задумалась). А потом уже нам старшие девочки говорят, что помимо этих вкладышей, нужно еще заматывать пальцы пластырем, который вот так, мотками (пытается показать), чтобы не было настолько мучительно больно. И, естественно, когда снимаешь это все, видишь, вот эту кровяку, вот эту прям, ну, конечно, ужасно. Плюс нога сама по себе болит, а тебе на следующий день нужно идти дальше заниматься, и ты уже не знаешь вообще, что делать. А потом, привыкаешь, просто, наверное. Мышцы постепенно привыкают, все остальное, стопа как-то деформируется под пуанты. И потом даже, когда каждый раз новые пуанты покупаешь, все равно, мозоли, больно, но не так сильно, как в первый раз было. Я понимаю, что сейчас оно мне, вряд ли, где-то пригодится, потому что… (набрала воздух и выдохнула) Ну, хореограф – это не такая прибыльная, как бы, профессия. В том плане что… Если честно, вот, когда мы в той же самой хореографической школе выпускались, нам преподаватель сказал: «Ну дальше куда вы пойдете? В садике ритмику преподавать?» То есть, что-то вроде такого. Понятно, что создать свой коллектив, там, или школу свою организовать, это понятно, это будет и прибыльно и душе приятно. А так… не знаю, ну, как бы … педагогам нынче мало платят… (рассмеялась, опустив глаза) Ну, я закончила хореографическую школу, и дальше пошла по каким-то коллективам, которые  современными танцами занимаются. Я до этого года занималась в коллективе очень хорошем, мне нравилось, но потом уже перестала со школой успевать. И, как бы, я понимаю, что этого мне сейчас не хватает: всей этой обстановки, музыки, движений и всего остального. Вот, но осознаю, что это, все равно, должно быть, как бы, ну… В душе я понимаю, что это второстепенное, все равно, а не главное для меня. Но я не сдалась, не оставила своей цели попасть в «Сириус». Приложила усилия и прошла на «Литературу». До того как я попала сюда, у меня было убеждение, что нужно как-то креативить по жизни, что-то такое. А на смене я убедилась, что, все-таки, мое – это физика и математика. Даже не знаю, как это произошло. А особенно на литературной смене. Вполне возможно, что, как говорил наш любимый Константин Шолмов, я, кстати, ходила к нему на мастерскую «Реальная журналистика», для того, чтобы быть журналистом не обязательно иметь образование журналиста. То есть, вполне возможно, что я закончу какой-нибудь технический вуз, а потом уже в последствии, может быть, пойду в какую-нибудь редакцию работать. Почему бы и нет? То есть, что-нибудь такое. Может я буду это как-то совмещать. Было бы круто. Кстати, самый запоминающийся момент в «Сириусе» у меня тоже, так или иначе, связан с физикой, математикой. Совсем недавно я случайно встретила ребят из моей, как бы, псевдоматематической тусовки (рассмеялась). Они все из разных городов и постоянно собираются на «Науке», общаются с моими друзьями. Ааааа… (Улыбнулась) было очень приятно, что, ну, ты не просто встречаешь человека, с которым у вас есть что-то общее, хобби, интересы, а еще у вас очень много общих знакомых. Сразу больше тем для разговора, для общения. Было очень приятно. Как-то, вот так. Теперь я с ними тоже знакома. Надеюсь, что я перейму их опыт и приеду в «Сириус» еще раз, но уже на направление «Наука».

Позади девушки раздается звук открывающейся двери. В класс начинают заходить стажеры. Девушка спешит выйти.

Арина Левадняя, Приморское отделение Лиги юных журналистов