История Владивостока неразрывно связана с такой замечательной женщиной-капитаном, как Анна Ивановна Щетинина, которой в этом году исполнилось бы 110 лет. Она была красивой девушкой с выразительными глазами, говорящими о её уверенности и трудолюбии. Кто бы мог подумать, что такая славная девушка станет почётным гражданином Владивостока и известным всему миру Капитаном Дальнего Плаванья.

26 февраля на станции Океанская полуострова Муравьёва-Амурского родилась девочка, названная Аннушкой по желанию бабушки Анны Философовны.

Юность Анны прошла на берегу Амурского залива в предгорьях Сихотэ-Алиня. Семья была небольшая. Мать, отец, старшая сестра Шура, Аннушка и младший брат Володя. Жизнь у них бурлила во всю. Отец целый день в лесу в обходах, мать занята хозяйством, а дети развлекались по-своему.

В становлении характера девочки значительную роль сыграл отец. Он любил возиться с детьми: зимой устраивал снежную горку, учил управлять санями. Летом делал качели, учил ездить на лошади и даже стрелять. Но всему научиться было нелегко и Аня часто расстраивалась. Но отец всегда доводил начатое дело до конца. И приучил её никогда не оставлять задуманное, не останавливаться на полпути, не бояться трудностей и везде уметь постоять за себя. Отец обучил своё потомство первой грамоте и позаботился о том, чтобы детям давали книги из библиотеки. Сильнее всех притягивали внимание Анны книги по географии и естествознанию. А журнал «Вселенная и человечество», богато иллюстрированный, будоражил её воображение.

Революция изменила жизнь семьи. Щетинины перебираются в пригород Владивостока и Анна Ивановна получает возможность учиться. С теплотой вспоминает Анна Ивановна своего умного, талантливого и незаурядного учителя Михаила Дмитриевича Иванова.

В 1922 году в городе открываются новые учебные заведения. Анна Ивановна становится ученицей Единой трудовой школы. В коллективе Седанкинской школы работали в то время замечательные педагоги. Особенно поразил Анну директор школы Анатолий Васильевич Титов. Его лекции были образцом совершенства и педагогического мастерства. Урок он вёл как артист, а созданный им кабинет биологии посещали учителя со всего Приморья.

Училась Аня прилежно, школьная жизнь проходила интересно. Кроме занятий – различные кружки: любителей природы, искусства, литературы. Ребята стали посещать спектакли, бывать на концертах. Из лекций и бесед узнавали очень много нового о своей стране, Дальнем Востоке.

Её всё сильнее завораживало море, она начала задумываться: кем быть?

В то время как девушки начали осваивать мужские профессии, газеты  призывали лица слабого пола покорять новые для них профессии. Анна тоже решила освоить одну из новых для девушек профессий, а уверенности ей придавали девушки- летчицы.

И вот она решилась написать письмо, а точнее скромную просьбу и уверения в том, что она готова ко всем трудностям. Начальник мореходного училища не смог ей отказать. После жесткого осмотра ее оповестили о том, что с её здоровьем можно не только в море, но и в море водолазом.

Сложный экзамен сдан. Поступило всего 1/5 желающих и среди них Анна Ивановна Щетинина, «матрос в юбке», курсант Владивостокского мореходного техникума, судоводительского отделения.

Училась Аня увлечённо, она заслужила уважение и признание строгих преподавателей, и вот встала новая трудность: примут ли на летнюю практику на пароход?

Приняли!

С 07 июля по 22 октября 1926 года Анна – палубный ученик на пароходе «Симферополь».

С 27 мая по 01 декабря 1927 года – палубный ученик на судне «Брюханов».

С 03 апреля 1927 – 05 октября 1928 года – матрос 2-го класса на Первом Краболове.

Училась, приобретая опыт плаванья, успешно сдала экзамен. По окончании Владивостокского морского техникума первые же дни 1931 года стали временем становления молодого штурмана, дважды пересекшего экватор на путях из портов Европы на Дальний Восток, и уже в 1935 году она, твердо став на капитанский мостик, совершила третий поход на пароходе из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский.

О первой девушке-капитане взахлёб писали газеты Англии, Италии, Германии и многих портовых городов, куда заходило её судно.

Впереди был институт и война…

В июне 1941 года наша героиня, успев за 2 года окончить 4 курса Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ), была направлена на Балтийский флот. Там, возглавив экипаж парохода, под ожесточенным обстрелом и непрерывными бомбежками вывозила население Таллина, раненых бойцов, перевозила оружие и продовольствие для армии.

29 августа, при очередном полете 16 пикирующих бомбардировщиков, при попадании бомб был потоплен пароход. А следующим судном за этим было судно Анны Щетининой. Не смотря на ужасные условия: сильные взрывы, кровь убитых, крики раненых, она не потеряла самообладания и отдавала четкие приказания.

Судно поставили якорь вблизи острова Готланд, и команда приступила к тушению пожара и устранению повреждений. Когда судно получило возможность двигаться, пароход под покровом ночи еле-еле ушел под прикрытие Кронштадта и прибыл в Ленинград.

В ноябре 1941 года А.И. Щетинина прибыла в распоряжение Дальневосточного морского пароходства. Вскоре вступила в командование пароходом, построенным чуть ли не в середине прошлого века. На таком ветхом судне она вышла в море в период жестких штормов и 45 суток «шлёпала» до порта назначения. Приход судна под управлением первой в мире женщины-капитана многократно освещался во всех газетах.

Затем Анна Ивановна убыла в США, где вступила в командование полученным транспортом, а после 2 рейсов с оборонными грузами во Владивосток возглавила одно из новых судов, которым она руководила до конца ВОВ, поставляя из США в порты Дальнего Востока грузы, в которых остро нуждались войска фронта и Родина.

Перед входом в Босфор Восточный Анна Ивановна увидела и услышала взрывы, и всё небо над Владивостоком и портом было в тёмных следах от снарядов и пулеметных очередей… Это был салют в честь окончания войны с империалистической Японией.

Она уже не та милая девушка, а специалист и победитель. И её награждают «неженскими украшениями»:

1942 год — награждена орденом Красной Звезды «за образцовое выполнение задания Правительства и военного командования и проявленное мужество в операциях на Балтике».

1945 год — награждена Орденом Ленина и Орденом Отечественной войны    II степени.

После окончания военных действий на Дальнем Востоке флот работал с большим напряжением, и первое время нельзя было думать о прерванном войной образовании. Только в апреле 1946 года Анне Ивановне  разрешили выехать на учебу в Ленинград. Однако в Балтийском морском пароходстве была острая нехватка людей, и она пошла работать, стала не временным, а кадровым балтийцем. Анну утвердили капитаном парохода, который стоял на линии Ленинград — порты  Дании.

Затем А.И. Щетинину назначили командовать судном, рейсы которого были по Балтике и иногда оно ходило в Мурманск. Но эти тропы были ей знакомы, в годы войны она не раз проходила там. Работая на Балтийском флоте, она продолжила прерванное войной образование. Завершив его в Ленинградском институте, она работала там ассистентом, доцентом, начальником судоводительского факультета. В течение пяти лет Анна Ивановна посетила,  иногда вместе с курсантами, Кубу, Австралию, Японию, Индию, и во всех портах, куда бы ни заходили суда под её командованием, её встречали восторженно.

Никогда и нигде не уронила А.И. Щетинина чести и достоинства Родины. Наша героиня активно принимала участие в общественной жизни страны: депутат Ленинградского городского Совета, делегат всесоюзных конференций сторонников мира.

В 1960 году Анна Ивановна вместе с матерью возвратилась во Владивосток, получив перевод в Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени Г.Н. Невельского. Долгие годы она совмещала преподавательскую работу с морскими походами в летние месяцы на крупнотоннажных и учебных судах. Одновременно она работала над книгами, которые с интересом читают многие поколения моряков. Анна Ивановна — с 1977 года капитан-наставник службы безопасности Дальневосточного морского пароходства, Герой Социалистического труда, награждена орденами Ленина, Красной Звезды, Красного Знамени и многими медалями. Мировая известность капитана Щетининой стала основанием для нарушения вековой и незыблемой традиции: впервые порог Австрийского клуба капитанов переступила женщина.

«Анна» — значит «благодать». Вносящая в дом добро. Щетинина Анна Ивановна — капитан дальнего плавания, почетный гражданин Владивостока и благодать для российской земли, флота и людей!

Акимова Екатерина