Автор: Г. М. Чан, педагог МАУ ДО «ВГДДТ» (Разработка опубликована в Сборнике методических материалов для работы с детьми «Про тигра и тигрят». Владивосток: WWE – Россия, 2008.)

Возраст: старший дошкольный.

Продолжительность занятия: 20—25 минут.

Цель занятия: сообщить детям информацию общего характера об амурском тигре; познакомить с некоторыми повадками тигра.

Материалы: цветные иллюстрации с изображениями тигра и домашней кошки; колокольчик; сухие веточки или разобранный на отдельные веточки  веник; клей; для каждого ребенка заготовки для аппликации из бумаги оранжевого цвета — разрезанный по выделенным линиям силуэт тигра; восковые мелки или цветные карандаши; черный фломастер; 1 лист белой плотной  бумаги А4.

План занятия:

Часть 1. Дикая кошка по имени Амба.

Часть 2. Мягкая походка. Игра «Тигриная тропа».

Часть 3. Острый слух. Игра «Сплошные уши».

Часть 4. Творческая. Живопись и аппликация «Амба в тайге».

Часть первая. Дикая кошка по имени Амба

Педагог: В дикой уссурийской тайге среди огромных деревьев и лиан живет  дикая кошка по имени Амба. (Обращает внимание детей на иллюстрацию  с изображением тигра). Необычное это имя было ей дано в давние времена удэгейцами, коренными жителями Дальнего Востока, которые жили и охотились в уссурийской тайге. Они поклонялись ей и считали ее мудрым, священным, неприкосновенным животным. Охотники никогда в нее не стреляли.                                  Прошли годы, и дикая кошка получила от людей еще одно имя, которое все вы хорошо знаете — тигр амурский. В отличие от домашних кошек амурский тигр — очень большая кошка. Вместе с хвостом ее длина может достигать трех метров, а вес — до 200 кг. И все же это кошка, потому что тигр принадлежит к семейству кошачьих. Все кошачьи имеют очень острый слух, хорошо видят                                   в темноте, у них мягкая бесшумная походка и все, кроме гепарда, умеют втягивать когти.

Часть вторая. Мягкая походка. Игра «Тигриная тропа»

 Педагог: Говорят, что волка ноги кормят, а тигра кормит терпение. Тигр не может долго преследовать свою добычу, поэтому его способ охоты — скрадывание. Он подкрадывается к добыче неслышно на расстояние броска — 20—30 метров. «Движение тигра в густых зарослях очень напоминает движение змеи, оно также бесшумно, также стремительно и быстро». А иначе нельзя, если под  лапой хрустнул сучок, — останешься голодным, потому что добыча услышит тебя, испугается и убежит.

Игра «Тигриная тропа»

Педагог предлагает детям попробовать пройти по «тигриной тропе» (это небольшая часть пола длиной 2—3 метра и шириной 40—50 см, на которой разбросаны веточки так, чтобы между ними можно было пройти, не наступив).

Демонстрируя   мягкую, крадущуюся походку, дети по очереди проходят по этой тропе. Задача — пройти так, чтобы не хрустнула ни одна веточка. Если кто-то нашумел, его охота  считается неудачной.

Часть третья. Острый слух. Игра «Сплошные уши»

Педагог читает стихи:

Родились у тигрицы тигрята,

Проще говоря, котята.

Сколько их?

Попробуй угадать.

Может быть три,

А может быть пять… (Автор Чан Г.М.)

После рождения тигрят мама-тигрица 5 дней находится при них безотлучно, согревая их своим телом. Только на шестой день тигрица может ненадолго выйти из логова, чтобы попить воды из ручья. В этот период у нее особенно  обострен слух.

«В тихом шелесте листьев, в шуршании сухой травы, в звуке сломанного сучка и в звуке сорвавшегося камешка» она способна уловить что — то необычное и распознать опасность. А потом она сделает все, чтобы отвести эту опасность от своего логова. Конечно, развить свой слух так, как он развит у тигрицы, мы не сможем, но попробуем. Давайте потренируемся определять, с какой стороны слышен звук, это очень важно.

 Описание игры.

  1. Дети сидят за столиками, положив голову на руки и закрыв глаза. В классе тишина.
  2. Педагог кидает колокольчик так, чтобы он не сразу стал заметен (за стол, в коробку и т.д.) и просит одного из детей найти колокольчик.
  3. Ребенок должен по звуку сориентироваться, куда упал колокольчик, и найти его. При необходимости педагог может помогать незначительными подсказками или просить следующего ребенка оказать помощь в поиске.
  4. Так, по очереди, все дети участвуют в поиске колокольчика. На каждом этапе игры все дети закрывают глаза, а ищет один.

После игры педагог просит детей поделиться своими впечатлениями. Можно  задать им такие вопросы: Волновались ли они, когда искали колокольчик? Какие чувства испытывали, когда долго не могли найти предмет или когда колокольчик находили сразу?

Подведите их к выводу, что от того, как у мамы-тигрицы развит слух, зависит жизнь и безопасность маленьких тигрят.

Часть четвертая. Творческая. Живопись и мозаика. «Амба в тайге»

Педагог предлагает детям изобразить тигра в его доме — уссурийской тайге:

  • Сначала восковыми мелками дети рисуют фон: деревья, кустарники, оплетающие их лианы, травы. Лучше, если рисунок будет не детальным, а схематичным, чтобы передать ощущение зарослей и валежника.
  • Затем каждый ребенок получает разрезанный на части силуэт тигра (приложение 1), выполненный из оранжевой бумаги. Задача детей — правильно собрать и наклеить все части тигра на подготовленный фон.
  • А потом черным фломастером дети изображают полосатый рисунок на шкуре тигра. Обратите внимание детей на расположение полосок: они идут поперек туловища, переходя в поперечные полоски на лапах и на хвосте.
  • Места состыковки деталей мозаики — это черная полоса в рисунке. В этих местах необходимо провести черные полоски. Обратите внимание детей на то, что полоски не прямые, а немного искривленные
  • Готовые работы оформляются на выставочном стенде.

Литература:

Великий Ван. Н. Байков. Рубеж. Тихоокеанский альманах. 1992, № 1. стр. 11—96.

В.А. Солкин. Амурский тигр. Книжка-игрушка. — Владивосток: Зов тайги, 2005. — 24 с.